История Китая Оккупация ведомства и учреждения Госсовета КНР
С сентября 1967 г. армейский персонал оккупирует ведомства и учреждения Госсовета КНР, который к августу 1968 г. полностью попадает под контроль НОАК.
8итоге армия заняла все командные высоты и овладела всеми наиболее важными рычагами воздействия на обстановку в Китае. С разрушением прежней партийно-государственной и административной системы управления НОАК оказалась единственной организацией, способной действовать в общенациональном масштабе.
Это было равнозначно установлению полного самовластияМао Цзэдуна, ибо армия находилась в его непосредственном н беспрекословном подчинении.
В апреле 1967 г. Мао дал указание об «опоре на трех» — на массы, на армию, на кадровых работников — и о создании на этой основе «временных органов власти», которые «лучше всего называть революционными комитетами». При этом понятие «массы» получило самое широкое толкование, включающее «рабочих, крестьян, солдат, учащихся и работников торговли». Оно отражало явное стремление Мао замаскировать лозунгом «масс» совершаемый им реакционный переворот и вместе с тем заменить этим лозунгом установленное конституцией КНР 1954 г. положение о руководящей роли рабочего класса. Рабочие не только не получили никаких преимуществ в создавшихся «ревкомах», но часто вообще не попадали в их состав. В то же время Мао Цзэдун не сказал ни слова о тех, кто еще недавно составлял «великую армию великой культурной революции», — хунвэйбинах и цзаофанях.
Они сделали свое дело и теперь им предстояло исчезнуть с политической арены.
5 сентября 1967 г. Мао лично одобрил «заявление Центрального Комитета КПК», адресованное всем воинским частям и «революционным комитетам», в котором армии было дано право открывать огонь, если «антиреволюционные массовые организации будут оказывать сопротивление и не раскаются в езоих действиях». В случае отказа какой-либо группы подчиниться армии, ее рассматривали как контрреволюционную и се лидеры подлежали аресту. «Если лидеры и после этого откажутся капитулировать и будут оказывать сопротивление, то армия может контратаковать, чтобы защитить себя». Иными словами, войска получили полную свободу действий и применения оружия против любых неподчинявшихся группировок и их предводителей, включая «левых».
Что касается кадровых работников, то «культурная революция» была направлена лишь против той их части, которая оставалась верной марксизму-ленинизму, оказывала сопротивление маоистской идеологии и политике или потенциально могла занять такую позицию. Те чиновники, которые сами являлись маонстами или послуш-но выполняли маоистские указания, были выведены из-под удара.