Что писало агентство Синьхуа?
Как писало агентство Синьхуа, «рабочие-коммунары в затишье полевых работ трудятся на предприятиях, а в разгар полевых работ трудятся в поле» . Тем же способом в КНР насаждалась так называемая «квартальная промышленность» в городах. В начале 1972 г. в Шанхае, крупнейшем в КНР промышленном центре, насчитывалось «более 380 квартальных заводов и фабрик и свыше 4000 переулочных звеньев, выпускающих или перерабатывающих заколки, одежду, игрушки, изделия из пластмассы, скобяные изделия, электродвигатели, приборы, полупроводниковые и электронные вычислительные машины— всего 10 тыс. видов продукции. . . Свыше 90% рабочих и служащих квартальных промышленных предприятий и переулочных звеньев в Шанхае — домохозяйки». В 1974 г. мелкие предприятия дали 42, 7% валовой продукции промышленности города.
Нужно также помнить о существовании в Китае системы «и рабочий и крестьянин», но которой сельские «народные коммуны» направляли своих членов по контрактам на работу в промышленности сроком на 2—3 года, а затем заменяли их другими. В свою очередь, настойчиво внедрявшиеся маоистами дацинский образец в промышленном производстве и дачжайский в деревне обязывали их работников заниматься одновременно и промышленностью и сельским хозяйством.
В ходе «культурной революции» на фабриках и заводах выделился отряд воинствующих маоистов главным образом из среды молодых рабочих — «смутьяны»; в промышленность пришло много бывших хунвэйбинов. «Сегодня каждый второй пекинский рабочий — это представитель молодежи. . . — сообщало агентство Синьхуа 30 нюня 1974 г. — Эти юноши и девушки поступили на заводы и фабрики в годы великой пролетарской культурной революции». На Дацннских нефтепромыслах 85% рабочих — бывшие «красные охранники». Китайские газеты публиковали материалы о рабочих Аньшаньского металлургического комбината, которые несколько лет назад «были маленькими генералами — хунвэйбинами».
Из числа бывших штурмовиков Мао Цзэдуна отбирались«новые кадры» на руководящие должности. Еще в 1973 г. китайские органы массовой информации передали, что в Пекине после «культурной революции выдвинуто свыше 20 тыс. представителей лучших рабочих».
Естественно, все эти лица ни в коей мере не соответствовали ленинскому определению «рабочий», предусматривающему усвоение на деле пролетарской психологии вследствие жизненного положения, многих лет пребывания на фабрике, в общих условиях фабричного экономического и социального быта .