История Китая Социальная революция пролетариата
Социальную революцию пролетариата нельзя себе и представить без этой борьбы, без ясной принципиальной размежевки социалистической «Горы» и социалистической «Жиронды» перед этой революцией, — без полного разрыва оппортунистических, мелкобуржуазных, и пролетарских, революционных, элементов новой исторической силы во время этой революции».
Однако нынешнее руководство Китайской Народной Республики не хочет этой принципиальной размежевки.
Антимаоистское движение — решающий фактор развития обстановки в КНР Ленинское положение о том, что серьезная политика начинается только там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы2, подчеркивает решающую роль народных масс. Заниматься политикой, указывал также В. И. Ленин, значит разбирать явления с массовой, а не с личной точки зрения . Анализируя на X съезде РКП вспышку мелкобуржуазной контрреволюции в Советской России, Ленин выделял именно эту сторону дела: «Политика есть отношение между классами — это решает судьбу республики». Если с ленинскими критериями, с массовой точки зрения рассматривать положение в Китае, то станет очевидным, что первостепенное значение для его понимания имеет прежде всего выяснение позиции сотен миллионов китайских трудящихся, их отношения к маоистскому курсу.
На международном Совещании коммунистических и рабочих партий в 1969 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, обращая внимание на важность анализа классового содержания событий в Китае, отмечал, что курс пекинских руководителей ставит под угрозу социалистические завоевания китайского народа. Здесь схвачено главное в том, что происходит в КНР, — столкновение политики маоистского руководства с социалистическими завоеваниями китайского народа.
Маоистский курс, будучи выражением реакционных мелкобуржуазно-националистических устремлений, как мы видели, не отвечает интересам ни рабочего класса, ни трудового крестьянства, ни народной интеллигенции, которые оказывают ему противодействие. Попытки группы Мао Цзэдуна осуществить «собственную линию строительства» терпели крах за крахом, усиливая народное недовольство. Маоисты отвечали репрессиями и чистками, политическими кампаниями против инакомыслящих, организовали реакционный переворот в форме «культурной революции».
Но ни репрессии, ни преследования, ни бесконечное «промывание мозгов» не остановили сопротивления трудящихся, хотя оно носит стихийный характер, не всегда осознанно, пока неорганизованно.