Созерцательное восприятие действительности, характерное для Китая, отразилось в искусстве каллиграфии (шуфа). С помощью иероглифов мастера каллиграфии передавали свое отношение к предмету. Каноны (правила) письма - не застывшие во времени, а живые, способные совершенствоваться и порождать новое. Стремление к совершенству в каждой линии присуще искусству каллиграфии.
Зарождение каллиграфии в Древнем Китае датируется 16 веком до н. э. в эпоху Шан. Надписи при помощи кисти наносились на панцири черепах или на бычьи лопатки и затем прорезались ножом. Древнее письмо - гувень, сменилось к середине I тысячелетия до н. э. стилем "больших печатей" - дачжуань. Бронзовые сосуды для ритуалов и надписи на каменных барабанах несут записи в этом стиле. К концу III века до н. э. устанавливается стиль " письма на малых печатях" - сяочжунь ("проволочное письмо", "металлическая нить"), который сменяется в эпоху Хань официальным способом письма лишу. Мастер Чэн Мяо выработал 3000 иероглифов, которым и дал название "лишу".
Параллельно формировались стили кайшу (образцовое письмо), синшу (деловое письмо), цаошу (травянистое письмо). Мастер кайшу - Чжун Ю (гравировка на камне "Го кэ цзюэ бяо"). Кайшу используется и сегодня в официальных документах, книгах, компьютерах. Синшу - используется в быту, в личной переписке и в деловых записях. Образец - текст "Лантин сюй", изобрел синшу Лю Дэшэн. Возникновение скорописного стиля цаошу связывают с именами мастеров Чжан Чжи, Ду Цао и Цай Юн. Образец цаошу - написанная на банановых листьях автобиография монаха Хуайсу. Цаошу используется в скорописи, иероглифы сплетаются, форма нормативного иероглифа может видоизменяться.
Мастер, приступая к работе, уже имеет представление о том, каков должен получиться результат. Все изменения соответствуют канонам выбранного стиля письма. Иероглифы в произведении мастера связываются в целостную картину. В строках иероглифы соответствуют друг другу по силе начертания и по форме. Лучший пример - работа Ван Сяньжи " Середина осени". Прослеживается в целом связь наполненности и пустоты. Реальные черты иероглифов чередуются с пустотами, образуя единство и целостность картины. Работам мастеров характерна продуманная хаотичность, неравномерная строка, отклоняющиеся от центральной оси строки иероглифы. Лучший образец - "Стихотворное послание" мастера Хуан Тинцзяня.
Устойчивость канонов каллиграфии объясняется их связью с эстетической и философской основой мировоззрения жителей Древнего Китая. Твердо установленное начертание иероглифа может изменяться в зависимости от трактовки символа мастером. Если провести аналогию с музыкой, то работу каллиграфа можно сравнить с аранжировкой музыки. Каллиграфическое письмо отражает внутренний строй человека. В лучших образцах каллиграфии ощущается даже внешний облик мастера.
Шедевры каллиграфии создаются с помощью "драгоценностей ученого" - кисти, бумаги, тушечницы и туши. Изобретенная в Поднебесной более 2000 лет назад бумага и сегодня производится по китайскому методу. Отношение к бумаге и письменным принадлежностям особое. Линии начертания иероглифа имеют изобразительную основу, им соответствует собственный поэтический настрой. Определяют начертание иероглифа "ци мяо" (семь тайн).
Манера начертания иероглифа подчеркивает связь с природой. Движение кисти на себя и вниз соответствует пассивному женскому началу. Направление кисти от себя и вверх - активное мужское начало. Графические формы, заложенные в природе, присущая им внутренняя динамика, находят бесконечные способы интерпретации в каллиграфии.