История Китая Китайская мифология
Не меньшим, если не большим, мужеством и благородством отличалась девочка, бросившая вызов чудовищному змею и победившая его. Рассказывали, что некий чудовищный змей длиной в семь или восемь чжанов (то есть двадцать — двадцать пять метров) и толщиною в десяток обхватов держал в страхе живших в окрестностях его логова людей, навлекал гибель на высших уездных чиновников: на военных наместников и на их ближайших подчиненных. Чтобы избежать бед, ему приносили в жертву волов и баранов. Однако бедствия не прекращались. Тогда при помощи шаманок и путем толкования вещих снов удалось установить, что страшный змей желает получать на съедение девочек лет двенадцати-тринадцати. Военный наместник велел разыскивать по всем селениям девочек низкого происхождения, и таким образом в течение нескольких лет в специально установленные дни чудовищу было принесено девять жертв. Пришла пора очередного жертвоприношения — и посланцы не смогли найти подходящей девочки. Люди были страшно напуганы и ожидали неминуемой кары со стороны чудовища. Тогда Цзи, младшая дочь почтенных родителей, объявила, что готова добровольно пойти к змею. Но ее отец и мать даже слышать об этом не хотели. Однако девочка проявила чрезвычайную настойчивость. «У вас шесть дочерей и ни одного сына, — уговаривала она своих родителей. — Одной дочерью больше, одной меньше — все равно. Позвольте мне принести себя в жертву и так выказать вам свою преданность: ведь за меня вы получите вознаграждение».
Божества священных гор
Люди поклонялись божествам священных гор, как бы распределенным по сторонам света. Гора Хэншань (в провинции Шаньси) была символом севера, гора Хуашань (в Шэнь- си) — запада, Хэншань (в Хунани) — юга, Тайшань (в Шаньдуне) — востока, Суншань (в Хэнани) — центра. Фактически первое место среди них принадлежало горе Тайшань, на которой с древнейших времен императоры различных династий приносили жертвы Небу. Постепенно гора оказалась застроена различными культовыми сооружениями. В народе божество горы Тайшань считалось одним из вершителей человеческих судеб. Именно здесь видели вход в подземный мир. Богу горы Тайшань поклонялись как главе одной из судебных палат загробного царства или даже как владыке всего подземного мира. Считалось, что на горе Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. К владыке Тайшань стекались все сведения о живых и все души умерших. Почти по всей стране можно было встретить храмы в честь божества Тайшань, а его пекинский храм пользовался особым покровительством властей.
Большое количество божеств и духов покровительствовали супружеским парам, стремившимся иметь потомство, опекали маленьких детей и заботились об их здоровье.
Божеством бракосочетаний был Юэ-Ся Лао- жэнь («подлунный старец»). Согласно народному поверью, он хранил в мешке свадебные красные нити (красный цвет — цвет огня, рожденного молнией, освещающей брачный союз Неба и Земли). Юэ-Ся Лаожэнь при свете луны изучал книгу бракосочетаний, в которую занесены предопределения небес. Доставая из мешка нити, он связывал ими ноги тех, кому суждено стать супругами.
Близ супружеского ложа, особенно у молодоженов, висели изображения божества брачной постели и его супруги, которых звали Чуангун («господин кровати») и Чуанму, или Чуанпо («матушка кровати»). Они должны были способствовать нормальному браку, охранять спальню и даровать потомство. Родившийся ребенок представлялся именно этой божественной паре.
Боги — покровители земледелия и податели культурных благ
Уже самые древние божества — небесные владыки — были не только повелителями, но и покровителями человечества. С их именами связывают зарождение цивилизации: начало земледелия, создание орудий труда, многочисленные изобретения.
Солнечный бог Янь-ди научил людей сеять и выращивать злаки, изобрел сельскохозяйственные орудия. После этого благодарные люди стали называть его Шэнь-нуном («Божественным земледельцем»). Он же создал рынки, где люди выменивали друг у друга необходимые им вещи, а также научил их исчислять время.
Верховный владыка Хуан-ди изобрел для человечества топор, ступку, лук и стрелы, платье и туфли. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, а также некоторые музыкальные инструменты.
Владыка Фуси впервые сплел из веревок сети и научил людей ловить рыбу. Его же считают создателем иероглифической письменности. Кроме того, Фуси научил людей пользоваться огнем для приготовления пищи. Это был природный огонь, возникавший в результате пожара в лесу после грозы.
Мудрецы и подвижники, достигшие даосского совершенства, как правило, обретали некоторые сверхъестественные способности, которые они время от времени проявляли, приводя в изумление простых смертных.
Человек по имени Цзе Янь, овладевший даосской премудростью, умел с помощью перевоплощений скрывать свой истинный облик. Путешествуя, он как-то задержался в столице государства У, где беседовал с тамошним правителем. Князь хотел оставить мудреца у себя и даже оборудовал для него во дворце особый храм. Много раз посылал он к Яню гонцов, желая получить наставления. Даос являлся то отроком, то старцем, не вкушал предложенных угощений и не принимал подношений. Он не приступал к обучению князя, ссылаясь на то, что правитель слишком много времени уделяет праздным развлечениям. Повелитель У разгневался и приказал связать Яня. Своим воинам он повелел стрелять в мудреца из арбалета. Арбалет выстрелил, но на том месте, где только что стоял связанный Цзе Янь, оказались только веревки. А даос-волшебник исчез неизвестно куда.
Полководец Цзя Юн, владевший искусством духов, был убит разбойниками и лишился головы. И все-таки верхом на коне он возвратился в свою ставку, и все следовавшие за ним видели, что ведет их Юн. Обезглавленный полководец обратился к своим спутникам: «Как красивее — с головой или без головы?» Безутешные приближенные отвечали: «С головой красивее». «Да нет, — возразил Юн, — без головы тоже красиво!» С этими словами он умер.
Искусный маг по имени Фэй Чанфан прославился своей властью над демонами и призраками, которые не могли ни обмануть его, ни противиться его воле.