Гора Эмэйшань, которая находится в провинции Сычуань, является одной из четырех самых популярных гор китайского буддизма наравне с горами Путошань в провинции Чжэцзян, Утайшань в провинции Шаньси, а также Цзюхуашань в провинции Анхуэй. Именно здесь зародилось Эмэйшаньское ушу (одно из трех крупных традиционных направлений ушу). Как гласят предания, в период Воюющих царств (кит.: Чжаньго, 403–221 гг. до н.э.), многие книжники предпочитали жить на горе Эмэйшань. Один из книжников, которого звали Сытусюанькун, целыми днями наблюдал за обезьянами, которые жили в горах. Сытусюанькун научился имитировать их движения, а затем изобрел собственный стиль «Эмэй тунбэйцюань», который отличался и наступательными, и оборонительными техниками. Именно поэтому Сытусюанькун считается основателем Эмэйшаньского ушу.
Стоит отметить, что гора Эмэйшань является самой высокой горой в списке знаменитых китайских гор. Вершина «Ваньфодин» - это главный пик горы Эмэйшань. Расположена она на высоте 3099 метров над уровнем моря. Разница температур от вершины до подножья составляет 15 градусов. Если в солнечную погоду вы будете стоять на вершине горы, вы сможете увидеть заснеженные пики Тибета.
Соседний пик «Цзиньдин», высота которого 3077 метров в высоту, знаменит тем, что именно там сосредоточено наибольшее количество храмов и монастырей. Кроме того, только здесь вы сможете увидеть уникальное зрелище горы Эмэйшань – «Сияние Будды». Стоит отметить, что также это зрелище называют – «Нимб Будды».
Горы Уданшань, которые возвышаются на северо-западе провинции Хубэй, славятся своими удивительно красивыми пейзажами, густыми лесами, вечным журчанием источников и ручьев, а также причудливыми камнями и пещерами. Кроме того, горы Уданшань являются даосской святыней. Они по сегодняшний день выступают центром китайского даосизма.
Обязательно необходимо отметить, что 72 вершины, которые окутаны туманами и облаками, обращены к главному пику Тяньчжуфэн. Долины между ними тихи и глубоки. Как гласят предания, император Чжэньу, который исповедовал уданский даосизм, был рожден здесь. Также он познал здесь истинную веру и вознесся на небеса. Именно поэтому сюда всегда приходили люди, которые хотели вести отшельническую жизнь.
Кроме того, горы Уданшань еще и представляют собой известную достопримечательность. Сюда стекаются многочисленные туристы из Европы, Китая и других стран. Тяньчжуфэн является главным пиком, который расположен на высоте 1612 метров над уровнем моря. Вершины, которые его окружают, склоняются к «великану», составляя уникальный пейзаж.
Архитектурный комплекс был выстроен на горе Уданшань по приказу императоров. Построили его специально для членов императорской семьи. Именно поэтому на горе Уданшань сосредоточены великолепные образцы построений древнего Китая. Стоит отметить, что до наших дней дошло 129 древних памятников, которые хорошо сохранились, а также являют собой «выставку лучших архитектурных достижений древнего Китая».
В центре города Сиань располагается Городская стена, которая олицетворяет эпоху Мин. Рядом располоагается много небольших магазинчиков, в которых цена на телефоны самсунг и на многие другие товары очень и очень демократичны.
С этой стены открывается красочная панорама старого города с видом на Барабанную башню и колокольню. Городская стена была построена во времена правления Минской династии (1374-1378). Именно в это время Сиань был столицей Китая. Кстати, Городская стена – это единственная городская стена, которая сохранилась в Китае. Аналогичная стена была построена еще в Пекине, но ее разрушили в середине 20 века.
Стены Городской стены в высоту достигают 12 метров, ширина вершины – 15 метров, ширина у основания – 18 метров.
Чжу Юаньчжан, первый минский император, назначил своего сына правителем Сианя. Новый город был распланирован именно тогда. В городе была построена новая крепостная стена, которая была возведена в виде четырехугольника. С каждой стороны Городской стены в город вели специально укрепленные ворота, которые построены построены по всем канонам средневекового фортификационного искусства: каменный мешок с высокой балюстрадой, глубокий ров со всех сторон крепостной стены, подъемный мост.
Ворота в Городской стене первоначально расположись с 4-х сторон света: на западе Си Аньдин Мэнь, на востоке Дун Чанлэ Мэнь, на севере Бэйань Юань Мэнь и на юге Нань Юннин Мэнь. Каждые ворота защищены главными башнями, наблюдательными башнями и стрелковыми башнями. Сторожевые башни расположены по углам Городской стены, а снаружи башня защищена рвом, который заполнен водой. Стоит отметить, что ворота являлись важным стратегическим пунктом.
Зэнглоу – это название главной башни, Джианлоу – это название узкой башни, а Жалоу – это название башни с мостом.
Ламаистский храм Юнхэгун (Yonghegong) – это самый известный и крупный буддийский монастырь в Пекине. Данный храм располагается в северной части бывшего императорского города.
Стоит отметить, что Юнхэгун ведет свою историю с 1694 года. Именно в это время китайский император Канси здесь построил дворец для своего сына Юн-цинвана.
За дворцом закрепилось название «Юнхэгун» тогда, когда Юн-цинван занял императорский трон и стал править под девизом «Юнчжэн» («справедливость и гармония»).
Название «Юнхэгун» может быть переведено, как «Дворец гармонии», а также оно может быть истолковано, как «Дворец Юна, который стал императором». Кстати, после смерти Юнчжэна его тело некоторое время находился в одном из павильонов Юнхэгуна.
Стоит отметить, что Юнхэгун в 1746 году был перестроен в ламаистский храм. Данный храм всегда выделялся среди других буддийских храмов Пекина.
Юнхэгун с самого начала играл роль придворного храма. Все китайские императоры проводили здесь раз в год церемонию поминовения предков.
Большая мечеть в Сиане – это одна из старейших мечетей, которая сохранилась в Китае. Она расположена на улочке Хуацзюэ, которая находится на северо-западе от Барабанной башни. Данная мечеть является настоящим духовным центром, так как расположена в самом «сердце» мусульманского квартала.
Мечеть была построена в 742 году во времена правления династии Тан (618-907 годы). Об этом гласят древние надписи, которые выгравированы на каменных табличках внутри комплекса. Построили эту мечеть для путешественников и торговцев из Центральной Азии, которые вместе с драгоценными коврами и пряностями несли в Китай через Шелковый путь свою религию и обычаи. Многие из арабских купцов остались в Сиане, они женились на женщинах ханьской национальности. Стоит отметить, что потомки данных смешанных союзов, которых называют «хуэйцами», до сих пор населяют мусульманский квартал в Сиане. В общей сложности их насчитывают около тридцати тысяч человек.
Кстати, данная мечеть перестраивалась несколько раз. Именно поэтому строения, которые мы можем увидеть в наши дни, относятся преимущественно к цинскому периоду.
«Зеленый» путешественник с первого взгляда не сможет отличить Большую мечеть от обычного буддийского храма. Все строения построены в классическом китайском стиле с изогнутыми карнизами и черепичными крышами. Но, если приглядеться, то можно увидеть и арабские детали, которые выдают истинное предназначение мечети. Перила и деревянные балки украшены оригинальными орнаментами. Кроме того, здесь вы не сможете найти ни одного изображения животного, так как в мусульманских мечетях это строго запрещено. Надписи в данной мечети выполнены не только на китайском языке, но и изящной арабской вязью. Стоит отметить, что в отличие от буддийских построек, Большая мечеть расположена на оси не с севера на юг, а с востока на запад. Именно поэтому главный молитвенный зал обращен на Мекку.
Весь комплекс строений занимает территорию около 12000 квадратных метров. Мечеть состоит из четырех домов, которые украшены садами.
В первом дворе обязательно нужно обратить внимание на деревянную арку с крышей, которая покрыта глазурованной плиткой. Высота данной арки составляет девять метров. Деревянная арка была построена в XVII веке во времена правления императора Канси (1662 - 1723 года).
На юго-западной окраине современного Пекина расположилась крепость Ваньпин. Крепость стоит на восточном берегу реки Юндин, которая защищает через мост Марко Поло дорогу на Пекин.
Первоначально данная крепость была построена в 1638 году во времена правления династии Мин, чтобы защищать Пекин от повстанцев. Кстати, Гунцзи – это первое название крепости. Ваньпин долго являлась центром одноименного городка, который сравнительно недавно вошел в состав Пекина. Стоит отметить, что Вторая японо-китайская война началась с обстрела японцами крепости и моста в июле 1937 года.
Крепостные стены Пекина были снесены во второй половине двадцатого века для строительства 2-й кольцевой дороги. Именно поэтому крепость Ваньпин остается ценным примером подлинных старинных городских стен в Пекине, а также является важным туристическим объектом для жителей и гостей Пекина.
Стены имеют форму прямоугольника (640 метров с востока на запад и 320 метров с севера на юг). В них всего двое ворот – западные и восточные.
Главная улица внутри крепости Вальпин идёт от одних ворот к другим, с востока на запад. К северу от данной улицы внутри крепости находится музей Второй японо-китайской войны. Здесь расположились различные лавочки, которые ориентированы на туристов.
Гроты Лунмэня являются одним из трех крупнейших храмовых ансамблей Поднебесной. В 494 году в песчаниковых скалах возник буддийский пещерный монастырь. Это случилось после переноса резиденции правителей династии Вэй. На протяжении четырех веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые рельефы и статуи. Но, к сожалению, в годы преследования буддистов (IX век), началась и история их разрушений. После, свое «губительное» слово сказали и грабительские набеги западных коллекционеров, и эрозия мягкого камня, и вандализм хунвейбинов в годы «культурной революции».
Гроты Лунмэня свидетельствуют о созидательности буддийского искусства. В них и по сей день сохранилось более 100 тысяч изображений святых, 43 пагоды, более 2100 киотов, а также 3600 надписей на камне.
Стоит отметить, что современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырех частей. Эти части расположены вдоль реки Ихэ, которая протекает в узкой долине между невысоких гор. Кстати, самая важная часть музейного комплекса – западный берег Ихэ. Именно здесь расположены самые красивые и впечатляющие скульптуры Лунмэня.
Бьянь – это первая скульптура, которая встречает туристов после входа в музей. Она была вырублена в начале шестого века. Также здесь можно увидеть улыбающегося Будду Гаутаму в окружении своих учеников. Будда Гаутама одет в домашний халат, таким образом, демонстрируя доступность буддийского учения обычным людям.
Сразу за Биньяном тянется череда гротов, которые были вырублены в середине шестого века.
Самые величественные и большие из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был построен за деньги императрицы Цзетянь в 672 году, которая в то время казнила брата покойного мужа, оттеснила от власти сыновей-наследников, а также успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Несмотря на все эти «злодеяния», Цзетянь профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы.
Большая пагода диких гусей (Даяньта) является одним из самых известных сооружений Сианя. Даяньта на протяжении длительного времени входила в число самых высоких зданий Китая. Сегодня пагода также продолжает оставаться одной из главных смотровых площадок города.
Большая пагода диких гусей была построена в 652 году в южной части Сианя на территории монастыря Милосердия и Сострадания. Данный город в те времена носил другое название – Чанъань. Кроме того, он был столицей могущественной Танской империи.
Говорят, что решение о постройке Даяньты принимал император Гаоцзун, который таким образом решил увековечить память своей матери.
Стоит отметить, что известность данная пагода получила, несомненно, благодаря знаменитому китайскому монаху Сюнчжуану. Именно он привез в Сиань буддистские реликвии из Индии, а также он стал первым настоятелем местного монастыря.
Даяньта представляет собой квадрат, а по фен-шуй квадрат – это идеальная форма для помещений.
Для эпохи тан такая планировка особенно характерна. Кроме того, ярусы-этажи башни также удивительно гармоничны.
Большая пагода диких гусей за время существования была и ниже, и выше нынешних 64 метров. Изначально, в 652 году, ее построили из пяти ярусов. В 704 году по распоряжению императрицы башню достроили до десяти ярусов. К сожалению, четное число ярусов считается несчастливым для строений. Именно поэтому в средневековье были разрушены три верхних яруса. Большая пагода диких гусей так и осталась по сегодняшний день семиярусной.
Большая пагода диких гусей отличается архитектурным своеобразием. Храм сочетает в себе черты традиционного и индийского Танского стиля. Отличительная черта пагоды – это отсутствие изысков в оформлении и предельная простота.
Внутри пагоды есть масса вещей, которые представляют огромный интерес с точки зрения культуры и истории. Стены храма украшают орнаменты Танской эпохи, а на стелах выгравированы произведения императора Гаоцзуна. Кроме того, в пагоде хранятся буддистские реликвии. Самая главная реликвия – легендарные мощи Будды на четвертом ярусе. Кстати, среди многочисленных экспонатов можно найти тексты произведений самых известных поэтов Танской династии. Как гласит легенда, они приходили в монастырь и за бокалом вина сочиняли стихотворения.