История ушу Становление боевых искусств Востока: цели и методы
Главной задачей боевых искусств всегда было совершенствование мастерства. Эта цель являлась общей для представителей всех религий и социальных слоев общества того времени. Последователи даосизма совершенствовались в достижении полного контроля сознания над физическими и психоэмоциональными возможностями, стремились достичь долголетия и бессмертия через слияние с природой. Способом поиска бессмертия для них было китайское боевое искусство ушу. Продвинувшийся в мастерстве воин должен уметь полностью контролировать не только свои движения, но и свой разум и эмоции. В этом направлении сформировалась группа "внутренних стилей" — нэйцзя.
Для буддистов хинаяны (тхеравады) совершенный человек — это архат, иначе — святой, вырвавшийся из колеса сансары и достигший нирваны. Освободиться из круговорота смертей и рождений и достичь просветления можно, лишь соблюдая правила и принципы ушу. Таким образом, задачами ушу становятся: полный контроль над телом и бессмертие на физическом уровне, полный аскетизм и отказ от плоти на духовном уровне. Такое противоречие в целях указывает на несколько источников формирования Восточных боевых искусств, существующих в рамках различных философских систем.
Ушу в Китае существовало не только в монастырях, боевые искусства использовались государством в военных целях. Кроме того, ушу пользовалось популярностью и в народе. Первоначально понятие "ушу" обозначало воинскую подготовку вообще. Разделение на воинское искусство (бинфа) и боевое произошло в 6-7 веках. Методы бинфа включали тактику, стратегию сражения, физическую подготовку. Все цели и задачи бинфа фокусировались на полной победе, подавлении воли противника. Лучшим представителем этого направления и создателем собственного стиля был известный китайский полководец, живший в 16 веке, Ци Цзигуан.
Созданное им направление "цзицзяцюань" отличалось высоким боевым духом, ежедневными упорными тренировками, абсолютной эмоциональной невозмутимостью. Бойцы всегда были готовы к встрече с любым противником. Ничто не способно было вывести бойца из его отрешенности. Воин всегда находился в грозном состоянии готовности дать отпор любому врагу. Весь его вид внушал трепет и помогал выиграть битву еще до начала боя.
Однако, воинские искусства, решая лишь свои прагматичные задачи, оставили в стороне пласт даосских методик психического совершенствования и медитаций. В отличие от военных, в народной среде мистические воззрения и философия дао были весьма популярны. Поэтому именно в народе возникла система, объединившая монастырское, воинское и духовно-мистическое направление ушу.
Обмен мастерством между направлениями не имел ограничений. Тайны стиля монахи передавали своим ученикам из народа. Повышенный интерес народа и к философско-религиозному учению, и к чисто прикладной функции боевых искусств ускорил процесс формирования ушу. И уже в скором времени в эпоху Суй и Тан из крестьян, владеющих ушу, создают армию, а воинам, достигшим высокого уровня мастерства, присваивают знаки отличия.