Мастера ушу Гань Фэнчи - основоположник стиля хуацюань
Хуацюань или «Кулак драгоценностей» был одним из самых изучаемых стилей среди членов тайных обществ Китая. Именно с этим стилем история связала имя Гань Фэнчи (1723-1796).
Известно, что проживал он в то время в небольшом местечке Цзяннин, сейчас же на этом месте расположен современный Нанкин. В хрониках того времени о нем говорится так: «Гань Фэнчи обладает необычайно огромной силой, он постиг глубины кулачного искусства стилей внутренней и внешней семьи, и поэтому среди живых нет ему равных». В молодости Гань Фэнчи обучался боевым искусствам у известных мастеров «внутренней семьи» Хуан Байцзя и Ся Пина, они даже считали его своим прямым преемником. В «Записках об истории династии Цин» указано , что «в зрелые годы он, достигнув мастерства во внутренних стилях, совместил их с боевыми методами внешних стилей, в результате чего и появился на свет стиль ушу - хуацюань».
Современники еще при жизни назвали Гань Фэнчи одним из «восьми великих бойцов» эпохи Цин. Известно, что он без труда мог поднять быка, мог убить тигра, дробил у себя на ладони камни в порошок. И это при том, что с виду он отнюдь не выглядел сильным человеком, а все приписуемые ему подвиги он совершал благодаря своему владению ци, приобретенному за счет занятий «внутренними» стилями. Существует легенда, что однажды, в гостях у одного уездного начальника, он поразил присутствующих тем, что на расстоянии ста шагов сбил с дерева гроздь слив мэйхуа ватным шариком, и при этом ни одна нить на шарике не растрепалась.
Еще при жизни он стал настоящим героем народных легенд. В конце ХIХ в. появился даже народный роман, где действовал Гань Фэнчи под прозвищем Рыцарь Меча (Цзяньцзя). В молодости он состоял в антицинском тайном обществе, принадлежавшем к группе «Общество Неба и Земли». Гань быстро стал руководителем одного из отрядов, по некоторым сведениям в его подчинении находилось около 185 бойцов, что было по тем временам много. Его ученики были руководителями многих групп тайных обществ в Нанкине и в провинции Хэнань.
Первоначально цинская администрация не уделяла особого внимания действиям этих обществ. Гань Фэнчи свободно ходил по деревням и проповедовал восстановление китайской династии Мин. Его несколько раз арестовывали, но затем отпускали.
Первый раз Гань Фэнчи был арестован в 1706 г. за то, что он, «занимаясь гунфу, попирает законы», также его подозревали в том, что он «чинил серьезную смуту». Дважды к нему применялись телесные наказания палками, но он ни в чем не сознался, и его пришлось отпустить. Чиновники в официальном донесении записали: «Такого рода бандиты являются настоящей бедой, грозящей нашему государству изнутри. Ни в коем случае нельзя несерьезно относится к ним или пренебрегать этим».
В докладе императорского наместника в провинции Чжэцзян Ли Вэя на имя самого императора Сюйчжэна от декабря 1729г указывалось на то, какую опасность для императора несет изучение боевого искусства ушу. Тогда и начались серьезные гонения на мастеров ушу, подозреваемых в принадлежности к тайным обществам, Ли Вэй был страшно напуган ростом антицинских настроений, а в особенности тем, что ряды тайных обществ пополняются все больше и больше известными мастерами ушу. Одним из самых опасных из них Ли Вэй считал Гань Фэнчи, который, «пестуя ци, достиг необычайной силы, весьма искушен в боевых искусствах, во всех местностях звучит его имя, а авторитет его очень велик». Беспокоили его также буддийский монах Инянь, отец Гань Фэнчи и некий Чжан Юньжу. Ли Вэй докладывал, что Чжан Юньжу и Гань Фэнчи «воспитали в себе величайшее гунфу и не боятся ни наказаний, ни законов. Ни в коем случае нельзя недооценивать эту угрозу». Ли требовал срочно выслать в провинцию чиновника высокого ранга, чтобы подвергнуть деятельность Гань Фэнчи судебному разбирательству.
Гань Фэнчи же, полагаясь на свое умение "выходить сухим из воды" из всех переделок, продолжал, особо не таясь, странствовать по деревням провинции. Ли Вэй в донесениях указывал: «Гань Фэнчи хорошо знаком с небесными письменами военного искусства, поэтому он и отвечает за руководство мятежниками, люди желают видеть его в качестве своего полководца и нет таких, кто бы не приглашал бы его к себе».
При аресте Гань Фэнчи у него обнаружили "две рукописи, где он описывал рельеф стратегически важных мест по рекам и горам во всех провинциях, обрисовывал возможные устройства для обороны и нападения". Также он составлял подробные комментарии к древним способам ведения боя, которые давали возможность применения их на практике. Видимо, Гань Фэнчи на самом деле готовил крупное восстание. Но скорей всего арест помешал ему. Гань Фэнчи совсем не скрывался, считая себя абсолютно неуязвимым.
После ареста Гань Фэнчи был отдан под суд. На этот раз судьи вынесли решение: поскольку он вместе с монахом Инянем участвует в антицинской деятельности, наказание должно быть суровым. Ли Вэй в особом секретном донесении давал понять начальству, что «необходимо обрубить корни преступных связей», и Гань Фэнчи должен быть казнен. Так Гань и пропал в тюремных застенках. После этого среди членов тайных обществ распространился лозунг «Отомстим за смерть Гань Фэнчи». Существует и другая версия, по которой Гань Фэнчи был помилован императорм в обмен на обещание больше не заниматься преступной деятельностью, после этого он якобы отошел от бывших друзей и последователей и в дальнейшем он мирно жил на родине и скончался в возрасте 80 лет. Быть может, слух об отречении Гань Фэнчи от идеалов борьбы был специально распущен цинскими властями, дабы опорочить его имя в глазах простого народа? История умалчивает об этом, не раскрывая до конца загадку этого удивительного человека.
До наших дней дошел трактат, приписываемый Гань Фэнчи и озаглавленный «Общие объяснения методики Кулака цветков» («Хуацюань цзунцзянфа»), который долгое время распространялся среди тайных обществ в рукописном виде и до сих пор считается «тайной книгой».
Чуть позже после исчезновения Гань Фэнчи в разных провинциях Китя стали возникать школы, изучающие стиль хуацюань, которые считали за честь вести свою историю от знаменитого Гань Фэнчи, хотя в действительности не имели к нему никакого отношения.
Одним из первых такой стиль возник среди тайных обществ в Шэньси. Его лидерами стали известные мастера начала нашего века, прозванные «сань сань» – «трое Третьих». В их именах содержался иероглиф «три», сообщавший, что они были третьими сыновьями в семьях. Гао Сань, Се Сань и Су Сань иероглиф «хуа» в названии стиля понимали как «цветок», символ естественности, красоты и легкости жизни, а знаками тайного общества, где практиковался хуацюань, стали цветки груши и сливы.
В то же время Шаньдуне возникает другой стиль хуацюань, патриархом которого стал выходец из области Нинчжоу Хуа Чжэньфань. Одни его последователи считали, что стиль назван в память о Гань Фэнчи, другие придерживались мнения, что название стиля просто содержит фамильный иероглиф патриарха – Хуа Чжэньфаня.
Оба эти стиля в плане техники значительно отличались друг от друга. Хуацюань из Шэньси строился на широких движениях, мощных ударах ладонью с проворотом, многочисленных движениях корпусом – в этом выражалась так называемая теория «вечных трансформаций», которая легла в основу стиля. В противоположность же ему хуацюань из Шаньдуна базировался на быстрых коротких ударах, также предусматривалось и широкое использование разных видов оружия, например «двулунной алебарды» и длинного, очень узкого ножа, называется «игла цветка лотоса».