Стили и школы ушу Багуачжан
Багуачжан (кит. 八卦掌, «ладони восьми триграмм»}, также Багуацюа́нь(кит. 八卦拳, «кулак восьми триграмм»)— боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Стиль у-шу багуачжан («ладони восьми триграмм») считается одним из классических стилей этого боевого искусства. Суть стиля багуачжан заключается в умении совершать удары ладонью. Само название стиля включает в себя слово «чжан», что в переводе с китайского означает «ладонь». Разновидностью этого стиля является багуацюань, в котором основным поражающим орудием является кулак. Этот стиль у-шу не подразумевает отказ от боевого оружия. Так что тем, кто хочет его освоить, придется осваивать и умение владеть мечом, копьем и другими видами оружия.
Обучение системе багуачжан подразумевает несколько этапов. Все упражнения разделяются по уровням сложности, и, не пройдя обучение на начальных уровнях, невозможно перейти на следующий.
Помимо отточенных и очень жестких ударов ладонями, стиль багуачжан подразумевает постоянный уход с прямой траектории движения. Это реализуется за счет движений по кругу. Собственно, первые годы обучения стилю багуачжан тратятся на отработку навыков круговых движений. И лишь после того, как будет достигнута определенная высота во владении этими навыками, начинаются тренировки собственно боевых качеств.
Стиль багуачжан имеет целый комплекс упражнений, которые обучают навыкам боя в толпе. Например, есть упражнение, которое называется «облет девяти дворцов». На поле размером три на три метра ставятся девять двухметровых столбов, которые нужно уметь обходить особым образом. На более высоких уровнях владения искусством багуачжан это упражнение осложняется тем, что нужно проводить бой с тенью со всеми девятью столбами.
Несмотря на то, что в стиле багуачжан большое внимание уделяется умению держать бой против большого числа противников, это индивидуальный боевой стиль. Так что применяемое в этой школе у-шу оружие – копья, мечи- имеют удлиненную форму.
Особенности стиля
Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где «хождение по кругу» выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.
Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу, который был начальником охраны вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют «ладонь — язык коровы»; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, «круговой шаг» используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном в книге «Краткий сборник багуачжан», изданной в 1931 году.
Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но известно не очень широко.
Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня — Чэн Тинхуа, проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является «ладонь — когти дракона» (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.
Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком, и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:
У Чжан Чжанькуя (также известного как Чжан Чжаодун) был ученик по имени Хань Муся. В 1918 году он участвовал в Тяньцзине в «Турнире силачей из десяти тысяч земель», где победил русского бойца, которого до этого не мог победить никто из китайцев. После победы на этом турнире Хань Муся стал страшно заносчив, и даже бросил вызов своему учителю. Однако Чжан побил Ханя, и они стали злейшими врагами. Чтобы вымарать из истории информацияю о своей учёбе у Чжана, Хань придумал историю о том, что, якобы, Дун Хайчуань учился у даоса Би Чэнся, у которого были и другие ученики помимо Дуна, и что, якобы, сам Хань Муся учился именно у одного из этих учеников и с учениками Дун Хайчуаня никак не связан. Эту историю поддержали и некоторые другие бойцы багуачжан того времени (например, Гао Ишэн), так как она повышала их социальный статус.
В 1928 году в столице Китая городе Нанкине был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столице была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. К сожалению, в наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели книг стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое «эмэйское багуачжан».
Кто, когда и где придумал багуачжан - неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, он случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померяться силами. Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики. Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся - учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.
Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.
У Дун Хайчуаня было много учеников, и каждого из них он обучал по-иному, сообразуясь с его личными особенностями.
Так появились несколько различающиеся между собой ветви багуачжан. К настоящему времени их сохранилось три. Первая идет от Инь Фу, который был телохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у Дун Хайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своего времени. Инь Фу владел лоханьцюань, и поэтому в его версии багуачжан предпочитают вести бой на дальней дистанции, техника больше основана на ударах, шаг по кругу используют не для выхода за спину противнику, а для ухода с линии атаки и захода сбоку, при исполнении комплекса четко видны выбросы силы. Инь Фу был очень богатым человеком, именно на его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с именами всех учеников. Другим знаменитым учеником господина Дуна был Чэн Тинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уезда Шэньсянь провинции Хэбэй, в молодости прославился как крупный мастер шуайцзяо. Потом он уехал на заработки в Пекин и получил прозвище "очковый Чэн", так как торговал очками в аптеке. В его версии багуачжан стараются как можно быстрее приблизиться к противнику и выйти ему за спину, в технике --- много бросков, при исполнении комплексов стараются добиться непрерывности и скорости движений. В 1900 году когда объединенные войска Англии, Франции, России и Германии взяли Пекин и стали грабить город, вооруженный двумя кинжалами Чэн Тинхуа и его младший брат Чэн Дяньхуа выскочили на улицу, и Тинхуа успел перерезать половину немецкого взвода прежде чем был застрелен. Дяньхуа с голыми руками сумел прорваться сквозь окружение и убежал в родную деревню, где и жил до конца своих дней преподавая багуачжан. Все его искусство полностью перенял его четвертый сын - Чэн Юшэн. У Чэн Юшэна много лет учился Сунь Чжицзюнь, который в настоящее время работает заместителем главного инженера научно-исследовательского отдела Пекинского завода газового оборудования. Он четыре раза в неделю преподает багуачжан в Восточном районе Пекина, а несколько лет назад по просьбе Пекинского университета снялся в учебном фильме "Багуачжан" из сериала "Китайское ушу". Этот видеофильм в настоящее время доступен в России, он есть в каталогах нескольких фирм, занимающихся рассылкой материалов по боевым искусствам. Третья ветвь багуачжан идет от Лян Чжэньпу, который был одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня. Ли Цзымин - ученик Лян Чжэньпу - до самой своей смерти 31 декабря 1993 года в возрасте примерно 90 лет считался крупнейшим мастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее время его преемником является Суй Юньцзян (до встречи с Ли Цзымином уже прославившийся как крупный мастер мэйхуачжуан), который с 1992 по 1994 год преподавал в Москве и оставил ряд учеников в России. Известным учеником Ли Цзымина и Суй Юньцзяна является преподающий в с 1992 года в Москве багуачжан, мэйхуачжуан и чэньское тайцзицюань Дай Чао. Характерной особенностью этой ветви багуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящих ударов.
Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней.
После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан" ("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь больших ладоней"). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов", "Тайные ноги" и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является "облет девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде "боя с тенью", и т.п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами "железной ладони" и "железной рубашки".
Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают "короткое использование длинного оружия". Помимо обычного копья используют еще и так называемое `двухголовое змеиное копье', имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись `острия петушиной лапы' (это редкое парное оружие очень сложной формы, одну такую пару привозил в Москву Суй Юньцзян). Во многих популярных изданиях, однако, утверждается что оружием Дун Хайчуаня были `секиры уток-мандаринок' (это обычно используемое в паре оружие имеет вид перекрещенных полумесяцев, у которых не заточены лишь те части, за которые их держат), но согласно разъяснениям Ли Цзымина это не так, это оружие придумал другой мастер ушу - Тун Даочан, а название он взял из сборника рассказов "Портреты храбрых и честных борцов за справедливость", автор которого - Чан Цземао - использовал Дун Хайчуаня в качестве прототипа для Тун Линя - главного персонажа сборника.
Существует очень мало старых документов о китайских боевых искусствах. Мы можем найти записи о боевой подготовке, о силачах, о поединках на помостах, но почти не можем обнаружить записей о конкретных стилях. Это связано со многими причинами. Во-первых, стилей было много, и непосвященные их не различали, а просто именовали единообразно "боевым искусством". Во-вторых, не было такой профессии - "мастер ушу". Занятия боевым искусством не были тем, чем люди зарабатывали себе на жизнь. Поэтому узнать, что человек занимался боевым искусством обычно можно либо если он оставил после себя целую школу, либо если это было связано с его профессией (например, если он работал охранником караванов). В-третьих, подавляющее большинство китайцев всегда было неграмотно, и вести какие-то исторические записки всегда было весьма трудным занятием. Потому история стиля обычно не записывалась, а передавалась устно из поколения в поколение. При этом она обрастала легендами, что-то терялось, что-то перекраивалось. Так было и с багуачжан.
Легенда о Фэн Кэшане
Во многих книгах по багуачжан можно встретить утверждение, что этим стилем занимался Фэн Кэшань, лидер крестьянского восстания Учения Небесного Порядка, поднятого в 1813 году в районах И, Лу и Юй провинции Хэбэй. Опирается это утверждение на следующий отрывок из книги "Лань И Вай Чуань", глава "Записки об усмирении мятежа", издана в 1818 году:
Фэн Кэшань, из уезда Хуасянь что в провинции Хэнань, смолоду обладал большой физической силой, у Тан Хэнлао из деревни Чжучжаоцунь уезда Хуасянь изучил боевое искусство, был силен в верховой стрельбе из лука, мастерски владел копьем. В год дин-сы правления под девизом Цзяцин Ван Сян из Цзинина, что в провинции Шаньдун, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам, Кэшань полностью постиг это искусство, в рукопашном бою несколько десятков человек не могли к нему приблизиться. Во второй месяц весны года гэн-у муж сестры его жены, управляющий складами уезда Хуасянь Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть "шаг восьми мест". Лянчэнь сказал: "Твой шаг словно координируется с восемью триграммами". "Как это узнано?" - спросил Кэшань. "Я изучаю триграмму `кань'", - сказал Лянчэнь. "А я - триграмму `ли'", - сказал Кэшань. "Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, кажждый тренирует то, что он может тренировать", - подытожил Лянчэнь. (перевод - С.Л.Березнюк)
Упоминания о "шаге восьми мест", "триграмме ли" и "триграмме кань" большинство авторов считало вполне достаточным основанием, чтобы утверждать, что Фэн Кэшань занимался если уж не багуачжан, то каким-то его прототипом. Однако в 1980-х годах за исследование взялся мастер стиля мэйхуачжуанцюань Хань Цзянчжун. Его внимание привлекли слова "шаг восьми мест" - дело в том, что это в точности название одного из канонических способов передвижения мэйхуачжуанцюань. Он не поленился обратиться в архивы. Среди "Докладных записок канцелярии боевых заданий" в хранилище архивных документов династий Мин и Цин были обнаружены записи показаний арестованных участников восстания, в частности - того самого Тан Хэнлао, который был учителем Фэн Кэшаня. В частности, он говорил: "Я родом из деревни Чжучжаоцунь, что в 20 ли к юго-востоку от Хуасянь, лет мне 61, родители умерли, жену взял из семьи Ду, старший сын - Тан Хуэйюань, второй сын - Тан Куйюань. Открыл в доме аптеку, чем и кормился, тренировал мэйхуацюань. В первый месяц пятого года правления под девизом Цзяцин одноуездник Фэн Кэшань решил изучать боевое искусство и пошел ко мне в ученики..." Таким образом, у Тан Хэнлао Фэн Кэшань изучал мэйхуацюань (сокращенное название от мэйхуачжуанцюань). В показаниях другого участника восстания, Ли Идэ, имеются слова: "на второй день Сун Юэлун с Фэн Кэшанем пришли ко мне, мы опять говорили о приемах, речь шла о верхнем уровне, среднем уровне, нижнем уровне..." Конечно, в багуачжан есть тренировка на трех уровнях, но вот в мэйхуачжуанцюань техника разделяется на приемы верхнего уровня, приемы среднего уровня и приемы нижнего уровня. Показания прочих бунтовщиков позволяют прийти к выводу, что "восемь триграмм", "триграмма кань", "триграмма ли" и прочий антураж относились скорее к теоретической и религиозной базе восстания, чем к боевой технике. Таким образом можно считать доказанным, что Фэн Кэшань к истории багуачжан отношения не имеет.
Инь-ян багуачжан Тянь Хуэя
В начале 80-х годов некий житель Пекина по имени Тянь Хуэй (ныне покойный) объявил, что является преемником "подлинного" стиля багуачжан, существовавшего в провинции Шаньси еще с XVI века. На поверку, однако, заявления Тянь Хуэя оказались чистой мистификацией, а изданная им книга об искусстве багуачжан - не более чем произвольным перетолкованием существующей традиции.
Таинственный даос
Согласно наиболее общепринятой версии, Дун Хайчуань изучил багуачжан в горах Цзюхуашань в провинции Аньхой у некоего даоса. В книге Ян Цзюньмина, Лян Шоуюя и У Вэньцина "Багуачжан" относительно него имеются следующие сведения:
В нашем распоряжении есть несколько документов, в которых сообщается, что мастер Дун Хайчуань научился багуачжан у даоса по имени Дун Мэнлинь на горе Цзюхуа (провинция Аньхой). В даосских кругах Дун Мэнлиня еще называли Хуангуань даожэнь ("Даос в желтой шапке"), а в кругах ушуистов - Би Дэн Ся ("Рыцарь голубой лампы") или Би Чэн Ся ("Рыцарь голубой ясности"). Он обучил багуачжан трех учеников: Дун Хайчуана, Ли Чжэньцина и Би Юэся. Из этих трех Дун Хайчуань был наиболее известен и подготовил больше учеников. Поэтому и исторических свидетельств о нем побольше.
Дун Хайчуань
Письменно зафиксированная история багуачжан начинается с Дун Хайчуаня, поэтому его обычно называют основоположником. Существуют большие разногласия относительно года его рождения - называют 1779, 1797 и 1813; однако все сходятся, что умер он в 1882. Большинство книг пишет, что он родился в деревне Чжуцзяу уезда Вэньань провинции Чжили (ныне - провинция Хэбэй), однако встречается упоминание, что родился он в уезде Хундун провинции Шаньси. С детства он обожал боевые искусства, долгое время странствовал в поисках живущих в глуши мастеров, и на горе Цзюхуашань в провинции Аньхой повстречал даоса, который обучил его искусству "поворачивания ладоней в движении по кругу". В 1862 году Дун Хайчуань прибыл в Пекин, сначала служил в Запретном городе, а потом перебрался на должность посыльного в резиденции Великого князя Су. Согласно легенде, случайно князь обнаружил, что его слуга является крупным мастером боевых искусств, и тому пришлось открыть преподавание. Так и началось распространение багуачжан.