Стили и школы ушу Современный Чан-Цюань
В эпоху Мин мастера Ци Цзигуан и Чэн Цзунфу выделяли две разные школы: чан-цюань и дуань-цюань. Впоследствии все комплексы таолу, в которых преобладали дальние удары руками, вылились в целый ряд стилей, таких, как чжа-цюань, два одноименных стиля хуа-цюань, пао-цюань, два стиля хун-цюань, шаолинь-цюань, фаньцзы-цюань и множество других, объединенных общим названием чан-цюань. Таким образом, чан-цюань — это название целого направления ушу.
И наконец, современный чан-цюань — это отдельный вид ушу, получивший распространение после образования КНР. Современный чан-цюань впитал в себя несколько древних стилей: чжа-цюань, хуа-цюань, пао-цюань и другие. Типичные для чан-цюань приемы и способы действий руками и ногами, стойки, перемещения, прыжки, балансировки и другие базовые действия были стандартизированы. В соответствии с методикой движений чан-цюань образованы всевозможные таолу как с оружием, так и без него, включающие в себя наскоки, прыжки, уклоны, перемещения прыжками, резкие переходы на разные уровни.
Спортивный комитет отредактировал и утвердил пять соревновательных таолу: без оружия, с саблей, с мечом, с копьем и с палкой. Все это позволило выделить чан-цюань в отдельный вид ушу. В таком виде стиль «длинный кулак» стал широко распространенным в народе. Ниже мы подробно остановимся на этом стиле. От других стилей чан-цюань отличается непринужденными и прямыми стойками, быстрыми и ловкими движениями, длинными ударами руками, высокими прыжками, дальними наскоками; чередованием твердости и мягкости, ускорений и замедлений; стремительностью в движении и устойчивостью покоя, четкостью ритма; жесткостью в приложении силы, послушностью мышц и точностью действий.
Особенности стиля:
Правильные стойки. Основное в стойках — это приложение определенного усилия, необходимого для состояния покоя, включая кратковременные позы «зависания» в воздухе. Голову следует держать прямо, шею — выпрямить, грудь — расправить, плечи — опустить, поясницу — выпрямить, зад — подобрать. Движения верхних конечностей свободные, уверенные и сильные, нижних — четкие и сдержанные. Тело — устойчиво и гармонично.
Четкость приемов. В комплексах чан-цюань четко выражены удары ногами, руками, броски, захваты и прочие технические действия на всем протяжении таолу. Особо должны выделяться атакующие и защитные действия.
— Многообразие форм работы корпусом. Движения корпуса определяют подвижность всего тела, где туловище играет роль связующего звена в защитно-атакующей манере ведения боя. Подвижность корпуса, а также такие элементы, как «втягивание», «выталкивание», уклонение, раскрытие, резкие движения, толчки плечом, вытеснения и многие другие движения естественно сочетаются с защитно-атакующим характером чан-цюань. Движениям присуща согласованность во внутреннем и внешнем плане, верхний уровень тела движется как единое целое с нижним, движения корпуса следуют за шагом, движения ног предшествуют движениям рук, работа выполняется энергично, тело образует единое целое.
— Глаза следят за руками. В ушу взгляд в сочетании с какими-то техническими действиями называется янь-фа (техника работы глаз). Янь-фа — это важнейшее звено в процессе проявления духа и результат соблюдения принципа «глаза и руки взаимосвязаны, взгляд предшествует движению руки». Взгляд и состояние духа должны соответствовать каждому движению руки. Внутренняя духовная сущность проявляет себя через взгляд, движения выполняются в состоянии концентрации духа и наполнены жизненной энергией.
—Концентрация духа. Концентрация всех духовных сил требует такого состояния психики в рукопашной схватке, которое проявляется в храбрости, сообразительности, несгибаемом бойцовском духе.
— Сила покорна разуму Под силой здесь понимается выполнение каких-либо действий с применением силы, которая должна достигать цели и быть взрывной, а не закостенелой; мягкой, но не рыхлой; твердость и мягкость гармонично переходят друг в друга. Основное здесь то, что сознание управляет движением и распределяет выбросы энергии, выдох соответствует моменту приложения силы, содействуя достижению единства внутреннего и внешнего.
—Правильное дыхание. Строение комплексов таолу довольно сложно, движения стремительны и их множество. Поэтому дыхание должно выполняться правильно, только тогда оно будет способно в полной мере обеспечить энергией весь арсенал технических приемов. В чан-цюань серьезное внимание уделяется принципу «погружения жизненной энергии «ци» в дань-тянь», дыханию животом, искусству накопления энергии «ци», умению быть стойким и хладнокровным.
— Четкий ритм. Во время исполнения комплекса необходимо сочетать ускорения и замедления, движение и покой, твердость и мягкость, прыжки и падения и вообще все контрастные категории движения.
В КНР чан-цюань используется в качестве базового стиля при изучении ушу в школах, ВУЗах и в армии. В чан-цюань для обучения используются специальные установленные комплексы движений, на соревнованиях же высокого уровня спортсмены выступают с самосоставленными комплексами. Требования к самосоставленным комплексам таковы:
I. КОМПЛЕКС, по крайней мере, должен содержать следующие элементы:
1. Три вида положений кисти — цюань (кулак), чжан (ладонь) и гоу (крюк) — и пять позиций — гунбу, мабу, сюйбу, пубу, себу (женщины могут не использовать мабу). Количество позиций гунбу должно быть не меньше 4, мабу и сюйбу — не менее 2.
2. Пять способов действий кулаком (среди них прямых ударов кулаком должно быть не меньше пяти), пять способов действий ладонью и два способа действий локтем (среди них должен быть хотя бы один атакующе-защитный).
3. Четыре способа действий ногами из различных позиций: движение ногой с распрямлением из согнутого состояния, движение прямой ногой, удар ногой с хлопком по стопе (среди них движений ногой с распрямлением из согнутого состояния должно быть не меньше двух различных видов, и каждое из них должно выполняться не менее трех раз).
4. Три вида позиций на равновесие из различных групп (каждое равновесие должно фиксироваться не менее 2-х секунд, иначе происходит снижение оценки).
5. Три вида прыжков из различных позиций.
II. КАЖДЫЙ ИЗ ПРЫЖКОВ и комплексных прыжков с движениями рук и ног не должен использоваться более 2-х раз. Прыжок сюаньцзы (удар подошвой прямой ноги снаружи внутрь в прыжке с поворотом на 360 градусов) не должен выполняться более одного раза.
III. ПЕРЕВОРОТЫ с разбега в одном комплексе не должны выполняться более 2-х раз.
IV. ВРЕМЯ выполнения комплекса — 1 минута 20 секунд, при отклонении более чем на 5 секунд в любую сторону происходит снижение баллов.
1. Позиции правильные, четко соответствуют утвержденым нормативам.
2. Приемы выполняются четко.
3. Формы движений корпусом многообразны.
4. Глаза следят за руками.
5. Дух сконцентрирован.
6. Сознание управляет движениями.
7. Дыхание правильное.
8. Ритм четкий.
Благодаря тому, что движения в чан-цюань свободные и непринужденные, стремительные и жесткие, ритмичные и эстетически красивые, этот стиль очень распространен сре-и молодежи и популярен у зрителей.
Тренировка чан-цюань казывает следующее благоприятное воздействие:
1) Свободные движения чан-цюань, необходимость практически безграничной подвижности суставов, эластичности и упругости мышц и связок предъявляют весьма высокие требования к тренирующимся и способствуют увеличению гибкости тела.
2) Масса всевозможных движений осуществляется благодаря работе большого количества мышц, что требует потребления большого количества кислорода, а это улучшает работу сердца.
3) Удары руками, ногами, броски, захваты, прыжки и другие технические действия развивают силу, быстроту, прыгучесть, выносливость и другие качества.
4) Следуя принципу «быстрота в движениях и устойчивость в покое» следует быстро сменять вращение или прыжок на сбалансированную позицию, характеризующуюся стабильностью и устойчивостью. Частые изменения скорости предъявляют высокие требования к центральной нервной системе, что способствует повышению ее чувствительности и уравновешенности.
«Длинный кулак» наиболее подходит подросткам и молодежи, поскольку способствует укреплению тела и духа. Это происходит, с одной стороны, благодаря высоким требованиям к скорости, мастерству, огромному количеству движений, высокой гибкости и подвижности суставов, а все эти качества легче развить в юношеском возрасте. С другой стороны, молодой организм растет и развивается, мышцы и кости обладают упругостью, поэтому у тренирующихся чан-цюань быстро тренируется гибкость мышц и сухожилий, что в свою очередь благоприятно действует на развитие скоростных качеств и ловкости. Применяемые комплексы таолу укрепляют организм повышают его подвижность и быстроту.
Таким образом, регулярные занятия чан-цюань прекрасно развивают физическую силу, скорость, гибкость, координацию, подвижность, выдержку и другие качества, улучшают функциональную работу сердца и центральной нервной системы, способствуют развитию всего организма в целом и, конечно же, повышают боевое мастерство.
Здесь даны три базовых таолу современного чань-цюань: 1, 2, 3. Два первых содержат по четыре дорожки (лу), третье — пять дорожек. Выучив эти таолу, вы можете практиковать их как порознь, так и одно за другим, словно один большой комплекс.
В наше время все большее количество людей стремится быть как можно ближе к природе, подальше от шума и пыли современных индучтриальных городов. А теперь попробуйте закрыть глаза и представить себе небольшой деревянный домик на лесной полянке. Представили? Лучшего и не придумаешь! Современные дома из бруса все более завоевывают сердца и мысли городских жителей, благодаря своей экологичности и практичности.