Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Современный Чан-Цюань

В лексиконе ушу термин «чан-цюань» встречается дово­льно часто, но не всегда имеется в виду одно и то же. Впер­вые этот термин появился в названии древнейшего стиля тай-цзу чан-цюань, основателями которого были некие Сун Тайцзу и Чжао Куанинь. В «Новой книге» Ци Цзигуана в раз­деле «Кулак, достигающий победы» читаем: «Сун Тайцзу знал тридцать две формы чан-цюань». Этот термин упоминается также в древнем названии одного из таолу стиля чэнь тайц-зи-цюань. Кроме того, термин «чан-цюань» (длинный кулак) используется как противопоставление термину «дуань-цю­ань» (короткий кулак).

В эпоху Мин мастера Ци Цзигуан и Чэн Цзунфу выделя­ли две разные школы: чан-цюань и дуань-цюань. Впослед­ствии все комплексы таолу, в которых преобладали дальние удары руками, вылились в целый ряд стилей, таких, как чжа-цюань, два одноименных стиля хуа-цюань, пао-цюань, два стиля хун-цюань, шаолинь-цюань, фаньцзы-цюань и мно­жество других, объединенных общим названием чан-цюань. Таким образом, чан-цюань — это название целого направле­ния ушу.

 И наконец, современный чан-цюань — это отдельный вид ушу, получивший распространение после образования КНР. Современный чан-цюань впитал в себя несколько древних стилей: чжа-цюань, хуа-цюань, пао-цюань и другие. Типич­ные для чан-цюань приемы и способы действий руками и ногами, стойки, перемещения, прыжки, балансировки и дру­гие базовые действия были стандартизированы. В соответствии с методикой движений чан-цюань образованы всевоз­можные таолу как с оружием, так и без него, включающие в себя наскоки, прыжки, уклоны, перемещения прыжками, резкие переходы на разные уровни.

Спортивный комитет отредактировал и утвердил пять соревновательных таолу: без оружия, с саблей, с мечом, с копь­ем и с палкой. Все это позволило выделить чан-цюань в от­дельный вид ушу. В таком виде стиль «длинный кулак» стал широко распространенным в народе. Ниже мы подробно ос­тановимся на этом стиле. От других стилей чан-цюань от­личается непринужденными и прямыми стойками, быстры­ми и ловкими движениями, длинными ударами руками, высокими прыжками, дальними наскоками; чередованием твердости и мягкости, ускорений и замедлений; стремитель­ностью в движении и устойчивостью покоя, четкостью рит­ма; жесткостью в приложении силы, послушностью мышц и точностью действий. 

Особенности стиля:

Правильные стойки. Основное в стойках — это прило­жение определенного усилия, необходимого для состояния покоя, включая кратковременные позы «зависания» в воз­духе. Голову следует держать прямо, шею — выпрямить, грудь — расправить, плечи — опустить, поясницу — выпря­мить, зад — подобрать. Движения верхних конечностей сво­бодные, уверенные и сильные, нижних — четкие и сдержан­ные. Тело — устойчиво и гармонично.

Четкость приемов. В комплексах чан-цюань четко вы­ражены удары ногами, руками, броски, захваты и прочие тех­нические действия на всем протяжении таолу. Особо долж­ны выделяться атакующие и защитные действия.

—  Многообразие форм работы корпусом. Движения кор­пуса определяют подвижность всего тела, где туловище иг­рает роль связующего звена в защитно-атакующей манере ведения боя. Подвижность корпуса, а также такие элементы, как «втягивание», «выталкивание», уклонение, раскрытие, резкие движения, толчки плечом, вытеснения и многие дру­гие движения естественно сочетаются с защитно-атакующим характером чан-цюань. Движениям присуща согласован­ность во внутреннем и внешнем плане, верхний уровень тела движется как единое целое с нижним, движения корпуса сле­дуют за шагом, движения ног предшествуют движениям рук, работа выполняется энергично, тело образует единое целое.

— Глаза следят за руками. В ушу взгляд в сочетании с ка­кими-то техническими действиями называется янь-фа (тех­ника работы глаз). Янь-фа — это важнейшее звено в процес­се проявления духа и результат соблюдения принципа «глаза и руки взаимосвязаны, взгляд предшествует движению руки». Взгляд и состояние духа должны соответствовать каждому движению руки. Внутренняя духовная сущность проявляет себя через взгляд, движения выполняются в состоянии кон­центрации духа и наполнены жизненной энергией.

—Концентрация духа. Концентрация всех духовных сил требует такого состояния психики в рукопашной схватке, ко­торое проявляется в храбрости, сообразительности, несгиба­емом бойцовском духе.

— Сила покорна разуму Под силой здесь понимается вы­полнение каких-либо действий с применением силы, кото­рая должна достигать цели и быть взрывной, а не закостене­лой; мягкой, но не рыхлой; твердость и мягкость гармонично переходят друг в друга. Основное здесь то, что сознание уп­равляет движением и распределяет выбросы энергии, выдох соответствует моменту приложения силы, содействуя дости­жению единства внутреннего и внешнего.

—Правильное дыхание. Строение комплексов таолу дово­льно сложно, движения стремительны и их множество. Поэ­тому дыхание должно выполняться правильно, только тогда оно будет способно в полной мере обеспечить энергией весь арсенал технических приемов. В чан-цюань серьезное вни­мание уделяется принципу «погружения жизненной энергии «ци» в дань-тянь», дыханию животом, искусству накопления энергии «ци», умению быть стойким и хладнокровным.

— Четкий ритм. Во время исполнения комплекса необ­ходимо сочетать ускорения и замедления, движение и покой, твердость и мягкость, прыжки и падения и вообще все кон­трастные категории движения.

В КНР чан-цюань используется в качестве базового сти­ля при изучении ушу в школах, ВУЗах и в армии. В чан-цю­ань для обучения используются специальные установленные комплексы движений, на соревнованиях же высокого уров­ня спортсмены выступают с самосоставленными комплек­сами. Требования к самосоставленным комплексам таковы:

I. КОМПЛЕКС, по крайней мере, должен содержать следующие элементы:

1.  Три вида положений кисти — цюань (кулак), чжан (ла­донь) и гоу (крюк) — и пять позиций — гунбу, мабу, сюйбу, пубу, себу (женщины могут не использовать мабу). Количество позиций гунбу должно быть не меньше 4, мабу и сюйбу — не менее 2.

2.  Пять способов действий кулаком (среди них прямых ударов кулаком должно быть не меньше пяти), пять спосо­бов действий ладонью и два способа действий локтем (среди них должен быть хотя бы один атакующе-защитный).

3.  Четыре способа действий ногами из различных пози­ций: движение ногой с распрямлением из согнутого состоя­ния, движение прямой ногой, удар ногой с хлопком по стопе (среди них движений ногой с распрямлением из согнутого состояния должно быть не меньше двух различных видов, и каждое из них должно выполняться не менее трех раз).

4.  Три вида позиций на равновесие из различных групп (каждое равновесие должно фиксироваться не менее 2-х се­кунд, иначе происходит снижение оценки).

5. Три вида прыжков из различных позиций.

II.   КАЖДЫЙ ИЗ ПРЫЖКОВ и комплексных прыжков с движениями рук и ног не должен использоваться более 2-х раз. Прыжок сюаньцзы (удар подошвой прямой ноги снару­жи внутрь в прыжке с поворотом на 360 градусов) не до­лжен выполняться более одного раза.

III. ПЕРЕВОРОТЫ с разбега в одном комплексе не должны вы­полняться более 2-х раз.

IV. ВРЕМЯ выполнения комплекса — 1 минута 20 секунд, при отклонении более чем на 5 секунд в любую сторону про­исходит снижение баллов.

 Комплексы чан-цюань обладают следующими хорошо за­метными особенностями:

1. Позиции правильные, четко соответствуют утвержденым нормативам.

2. Приемы выполняются четко.

3. Формы движений корпусом многообразны.

4. Глаза следят за руками.

5. Дух сконцентрирован.

6. Сознание управляет движениями.

7. Дыхание правильное.

8. Ритм четкий.

Благодаря тому, что движения в чан-цюань свободные и непринужденные, стремительные и жесткие, ритмичные и эстетически красивые, этот стиль очень распространен сре-и молодежи и популярен у зрителей.
Тренировка чан-цюань казывает следующее благоприятное воздействие:

1)  Свободные движения чан-цюань, необходимость прак­тически безграничной подвижности суставов, эластичности и упругости мышц и связок предъявляют весьма высокие тре­бования к тренирующимся и способствуют увеличению гиб­кости тела.

2)  Масса всевозможных движений осуществляется бла­годаря работе большого количества мышц, что требует пот­ребления большого количества кислорода, а это улучшает работу сердца.

3)  Удары руками, ногами, броски, захваты, прыжки и дру­гие технические действия развивают силу, быстроту, прыгу­честь, выносливость и другие качества.

4)  Следуя принципу «быстрота в движениях и устойчи­вость в покое» следует быстро сменять вращение или пры­жок на сбалансированную позицию, характеризующуюся стабильностью и устойчивостью. Частые изменения скорос­ти предъявляют высокие требования к центральной нервной системе, что способствует повышению ее чувствительности и уравновешенности.

«Длинный кулак» наиболее подходит подросткам и мо­лодежи, поскольку способствует укреплению тела и духа. Это происходит, с одной стороны, благодаря высоким требова­ниям к скорости, мастерству, огромному количеству движе­ний, высокой гибкости и подвижности суставов, а все эти качества легче развить в юношеском возрасте. С другой сто­роны, молодой организм растет и развивается, мышцы и кос­ти обладают упругостью, поэтому у тренирующихся чан-цю­ань быстро тренируется гибкость мышц и сухожилий, что в свою очередь благоприятно действует на развитие скорост­ных качеств и ловкости. Применяемые комплексы таолу ук­репляют организм повышают его подвижность и быстроту.

Таким образом, регулярные занятия чан-цюань прекрас­но развивают физическую силу, скорость, гибкость, коорди­нацию, подвижность, выдержку и другие качества, улучша­ют функциональную работу сердца и центральной нервной системы, способствуют развитию всего организма в целом и, конечно же, повышают боевое мастерство.

Здесь даны три базовых таолу современного чань-цюань: 1, 2, 3. Два первых содержат по четыре дорожки (лу), третье — пять дорожек. Выучив эти таолу, вы можете прак­тиковать их как порознь, так и одно за другим, словно один большой комплекс.

Таолу ЧанцюаньТаолу чанцюань

Таолу чанцюань

Таолу Чанцюань

Таолу ЧанцюаньТаолу Чанцюань

Таолу Чанцюань

Таолу Чанцюань


На правах рекламы


В наше время все большее количество людей стремится быть как можно ближе к природе, подальше от шума и пыли современных индучтриальных городов. А теперь попробуйте закрыть глаза и представить себе небольшой деревянный домик на лесной полянке. Представили? Лучшего и не придумаешь! Современные дома из бруса все более завоевывают сердца и мысли городских жителей, благодаря своей экологичности и практичности.
 

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе