Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Чоцзяо

Чоцзяо

  Особенности стиля

  Чоцзяо является одним из традиционных стилей китайского ушу. В мире ушу говорят: "На юге - техника рук, на севере - техника ног", и техника ног в чоцзяо обычно пользуется особой известностью, иногда даже говорят, что этот стиль - "лучший представитель северной техники ударов ногами". Как видно уже из самого названия (чо - пробивать, протыкать; цзяо - стопа, т.е. "пробивающая стопа"), в чоцзяо упор делается на технику ударов различными частями ног. В пословице обобщена и особенность этой техники: "Руки раскрывают защиту противника, ноги наносят поражение".

  Первоначальное название стиля - "цзю фань юаньян цзяо" (Девять парных ударов стопой с поворотами), упрощённое название "цзю чжицзы" (Девять ветвей), т.к. первоначально имелось только 9 комплексов (древним трактатам свойственно деление стилей на "школы" и "ветви"). Полное, длинное название стиля "цзюфань юйбу юаньян гоу гуа ляньхуань сюанькун чоцзяо" можно перевести как "пробивающие и зависающие в воздухе стопы из 9 непрерывных смен перемещений с защитой, парными ударами ног на поворотах, зацепами и подсечками". Первоначальные 9 комплексов составили основу так называемых "жестких комплексов" (у танцзы, иероглиф "у - военный" символизирует "ян" - мужское, активное, жесткое начало). Затем были разработаны и "мягкие комплексы" (вэнь танцзы, иероглиф "вэнь - гражданский" символизирует "инь" - женское, утончённое, мягкое начало). Таким образом, чоцзяо подразделяется теперь на "вэнь" и "у". Характерной особенностью "у" являются мощные, силовые движения с раскрытием, высокое мастерство приёмов ногами, жёсткий "выброс силы" (фа цзинь)(но "в жёсткости скрыта мягкость"). Движения относительно просты, атаки прямолинейны, удары яростны и стремительны, приёмы атаки и защиты чёткие и понятные, характерные для жёсткого боя. Особенность комплексов "вэнь" в сравнительно компактных позициях, малой амплитуде тесно взаимосвязаных движений, множестве приёмов с маневрированием, метод применения силы (цзинь фа) - "внешне мягкая, а внутри жёсткая". Приёмы атаки и защиты глубоки и сложны, движения скрывают их сущность.

  В самом названии "цзю фань юаньян цзяо" (или "цзю фань" - 9 поворотов) акцентируется момент постоянной трансформации и смены приёмов. Девять изначальных комплексов взаимозаменяются и взаимочередуются. При изменении движения в разных направлениях, один приём, выполняемый рукой или ногой, превращается в бесчисленное количество приёмов, чередуясь непрерывно со сменой каждой позиции. Отсюда и название - "цзю фань" (число 9 в китайском языке также может иметь значение "бесчисленное количество"), т.е. бесчисленное количество изменений и метаморфоз. В слове "юаньян" также отражается смысл названия. В комплексе каждое перемещение постоянно сопровождается ударом ноги, как слева, так и справа, чередуясь и формируя следующую пару приёмов, с непрерывными ударами. С этим связано и появление в названии важнейшей составной стиля - техники "юаньян цзяо" (в китайском языке слово юаньян, в буквальном переводе - "утка с селезнем", означает "парность", "завершённость", часто используется как метафора счастливой супружеской пары). Этот образ указывает и на классический приём удара ногами являющийся спецификой стиля чоцзяо. Во время махового удара ногой назад (хоу ляо ти), обе руки на взмахе разводятся вперед-вверх и назад-вверх, спина выгибается. Кисть передней руки над головой напоминает хохолок на голове птицы. Другая кисть, поднимаясь, либо выполняет хлопок по стопе, либо, формируясь в "крюк" (гоушоу), образует с ударной ногой как бы перья хвоста птицы. Этот приём и был назван мастерами "юаньян цзяо (туй)"("парный удар ногами "утки-мандаринки"). Из-за него чоцзяо также называют "цзю фань юаньян цзяо". Техника юаньян цзяо является в чоцзяо одной из важнейших составляющих ударов ногами, поэтому даже в названии стиля присутствует этот термин.

  История развития Чоцзяо

  В период династии Мин (1368-1644) в трактате знаменитого генерала Ци Цзигуана (1528-1587) "Новая книга достижений [военного дела]" (раздел о стилях ушу) уже появляется название "стиль с использованием техники ног шаньдунского мастера Ли Баньтяня". В 29-ой главе романа "Речные заводи" автора Ши Найаня, написанной еще раньше (конец династии Юань (1279-1368) - начало Мин), даётся живое и детальное описание использования мастером У Суном такой техники, как "Юй Хуань бу юаньян цзяо" ("шаги Юй Хуань с парными ударами ног "утки-мандаринки" ). В различных направлениях чоцзяо этот приём выполняется неодинаково. В одном случае перемещение идет по кругу, что может ассоциироваться с "кольцом" и отражать смысл названия. Другому способу исполнения приема ближе такие смысловые значения иероглифа "хуань", как "непрерывный", "в связке". Этот прием всплывает в романе в той главе, где У Сун, подвыпив, избивает трактирщика Цзян Мэньшэня. Отсюда очевидно, что в те далёкие времена, уже передавались приёмы боя, характерные именно для чоцзяо. К тому же устная традиция говорит о том, что стиль окончательно сформировался в конце Минской династии. Распространялся же он на Северо-Востоке и на Северо-Западе Китая, в городах Пекин, Тяньцзин и др. местах. "Колыбелью" стиля можно считать провинцию Хэбэй (уезды Ли и Жаоян), где ранее всего появились признанные специалисты по чоцзяо. В провинции Хубэй получила распространение техника, названная "шуэйху цюань" (кулачное искусство героев "Речных заводей"). В этой технике движения, положения тела, стиль и манера исполнения либо полностью соответствуют чоцзяо, либо крайне сходны, как будто вышли из одного направления.

  Арсенал чоцзяо непрерывно обогащался. В конструкции некоторых таолу, движений, позиций и в названиях возможны различия, однако основной каркас чоцзяо и его особенности едины. На Севере Китая те, кто тренирует стиль чоцзяо, иногда совмещают его со стилем фаньцзыцюань, и наоборот, изучающие фаньцзыцюань также совмещают свой стиль с чоцзяо, есть даже объединенная школа "чоцзяо фаньцзыцюань".

  С 1979 года техника чоцзяоцюань систематезирована и представлена в государственной программе соревнований. В 1984 году в Пекине сформировано Общество по изучению чоцзяо и фаньцзыцюань. В настоящее время в Пекинском институте физкультуры на отделении ушу стиль чоцзяо представлен как одно из специализированных направлений. Развиваясь вместе со спортивным ушу, техника чоцзяо продолжает обогащаться и совершенствоваться.

  К сожалению, информации по данному стилю очень мало. Кроме того, далеко не все аспекты удалось осветить в кратком сообщении. Мы надеемся встретить среди читателей людей, располагающих дополнительной, реальной информацией и готовых поделиться ею для общего блага.

  Мастера чоцзяо, говорили нам, что слово Юй Хуань (нефритовое кольцо) скорее всего означало женское имя, поэтому мы оставили эту часть термина без перевода.



На правах рекламы

Собираетесь посетить столицу Украины - Киев? Тогда Вам должна быть интересна следующая ссылка - квартиры посуточно киев - это лучшая альтернатива гостиничным комплексам различных уровней.

Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:

Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе