Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань

Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань


Бэйшэн цайлифо.
Название означает "северный цайлифо", так как школа, где преподавался этот стиль, находилась в северной части города. Создателем является Тань Сань, сплавивший классический цайлифоцюань с Гу Жучжановским бак сил лум. Позднее значительный вклад в развитие стиля внес ученик Тань Саня - Цзян Ань, который добавил много элементов из Jow Gar.

В цайлифо очень много комплексов. К примеру, согласно записям семьи Чэнь там 138 комплексов, 48 из которых - без оружия. Однако лишь немногие преподавались раньше посторонним

Бак сил лум.
" Бак сил лум" ("бэй шаолинь" на обычном китайском; "Северный Шаолинь" на русском) - это система, популярная на юге Китая, в США, Аргентине и Бразилии. В 30-х годах нашего века мастер ушу Гу Жучжан приехал в город Гуанчжоу на юге Китая и начал преподавать то, что называл "гунфу Северного Шаолиня". Эта система состояла из боевых приемов и упражнений жесткого цигуна "золотой колокол". Вполне возможно, что это действительно был какой-то из шаолиньских стилей. Мастер Гу быстро приобрел хорошую репутацию, и у него было много учеников, а его самого за нехарактерные для южнокитайских стилей ушу удары ногами прозвали "нога севера". После Второй мировой войны ряд его учеников эмигрировал в другие страны, и открыл там свои школы, в результате чего в этих странах "шаолиньским ушу" стали называть именно систему Гу Жучжана (с КНР в годы "холодной войны" у Запада контактов не было, и увидеть настоящее шаолиньское ушу их жители просто не могли). Однако непосредственно у учеников Гу Жучжана обучались немногие, а получившие знания из третьих-четвертых рук стали добавлять свои нововведения (например, включая в тренировочный процесс комплексы, опубликованные в немногих издававшихся в Китае для заграницы книгах по ушу). Таким образом, сегодня в разных секциях "бак сил лум" можно увидеть абсолютно разную технику.

Хунцзяцюань.
Это один из пяти знаменитых стилей провинции Гуандун, но истоки его находятся в провинции Фуцзянь. На кантонском диалекте его название произносится как хунгар. Считается, что стиль был создан в монастыре Южный Шаолинь настоятелем Чжишанем в XVIII веке. Современные исследователи считают, что эта история не имеет ничего общего с действительностью, а является народным пересказом романа "Wan nian qing", написанного в XVIII веке. Согласно легенде, Чжишань соединил шиба лохань шоу (18 рук архатов) - северную систему боя на длинной дистанции - со своим любимым стилем ху чжао (когти тигра), и создал комплекс гунцзы фухуцюань (кулак покорения тигра в форме иероглифа "работа"), который стал основой для всех вариантов стиля.

Шаолиньский хунцзя
Лян Кунь, вошедший в историю боевых искусств под прозвищем Тецяо Сань (Tit Kiu Sam), еще подростком полюбил боевые искусства и стал обучаться у настоятеля монастыря Шаолинь уезда Путянь провинции Фуцзянь. За семь лет жизни при монастыре в качестве послушника он глубоко постиг шаолинь хунцзя. Когда настоятель Gwok Yan умер в возрасте 110 лет, Лян Гуань отправился странствовать. Во время демонстрации боевого искусства он однажды предложил шестерым вцепиться в его руки и протащил их на сто шагов. После этого он получил прозвище Тецяо Сань, что означает "Железный Мост - Третий" ("мост" - это предплечье, а "третий" - потому, что он был третьим сыном). Прийдя в провинцию Гуандун, он поселился в монастыре Hoy Tung. Там он обменивался мастерством с настоятелем монастыря. Он обучил настоятеля комплексу тьесяцюань (кулак железной нити), а сам выучил у него технику владения шестом. У Лян Гуаня обучилось много учеников. Сам он даже в старости продолжал изучать боевые искусства, к примеру будучи уже в почтенном возрасте он изучил у настоятеля монастыря Chang Ngum ставший популярным комплекс с шестом мэйхуа гунь (шест сливы мэйхуа). Именно Тецяо Сань считается создателем самого сложного внутренне тренировочного комплекса стиля - тьесяцюань.

Другими известными мастерами этого направления были Ngam Yiu Ting и Ngam Dim Hung.

Хунмэнь
Это направление практиковалось среди членов тайных обществ провинции Гуандун, и о нем мало что известно.

"Деревенский" хунггар
Хун Игуань (Hung Hei Guen) был торговцем чаем из богатой семьи. Согласно легенде, он изменил фамилию в честь первого императора династии Мин, когда после инцидента с властями решил заняться антиправительственной деятельностью и пошел в ученики к настоятелю Чжишаню. Он назвал свой стиль "кулак семьи Хун", чтобы избежать проблем с властями. После сожжения монастыря Хун был одним из десяти спасшихся, и продолжил тренировать повстанцев. Он женился на Фан Юнчунь, которая была искусна в технике журавля. Так гласят народные легенды.

"Старый" и "ортодоксальный" хунггар
Самый известный боец стиля - Хуан Фэйхун (Wong Fei Hung) - родился в середине XIX века в Гуандуне. По его биографии снято сыше ста фильмов. Тренироваться Хуан Фэйхун начал с пяти лет у своего отца, которого звали Хуан Кэин (Wong Kay Ying), и его учителя, которого звали Luk Ah Choy. Оба они входили в число "10 Тигров Гуандуна". Уже к 13 годам Хуан Фэйхун стал признанным бойцом. Кроме боевого искусства, он отлично знал медицину и был знаменитым доктором. На основе "мостов" (ударов предплечьями) из позиции всадника, применявшихся Тецяо Санем, и собственных боевых техник, он создал наиболее знаменитый комплекс стиля - хухэ шуансин цюань (кулак тигра/журавля). Правда, надо отметить, что согласно другой легенде этот комплекс был создан Хун Игуанем, соединившим собственную технику тигра с техникой журавля, выученной у жены.

Хуан Фэйхун был также знаменит своими двумя типами ударов ногами - хвост тигра (толчок ногой назад с упором руками в землю), и удар ногой не оставляющий тени (очень быстрый удар ногой вперед). Последний он изучил у человека, которого звали Song Ton Fai, в обмен на тесяцюань и гунцзы фуху цюань. В течении всей своей жизни Хуан Фэйхун оставался непобедимым бойцом, обучил много учеников - как боевым искусствам, так и медицине. Однако в октябре 1924 года во время бунта богачей в Кантоне дом и аптека Хуана сгорели дотла, и он в один миг потерял все нажитое им в течение всей его жизни. Вскоре погиб его сын. Эти события подкосили Хуана, и в 1933 году он скончался.

Хуан Фэйхун, фактически, установил всю систему техник в хунцзяцюань. Это техники тигра/журавля, позиция всадника, 12 "мостов", секретные техники "шицзешоу" ("10 смертельных рук") передаваемые только ближайшим ученикам.

Хухэ пай
Дальнейший толчок стилю дал Линь Шижун (Lam Sai Wing). В детстве он изучал боевое искусство у своего деда, которого звали Lam Bak Sin, у учителя Wu Gum Sin'а он изучил хунцзяцюань, у учителя Jung Hon San'а - фочжан (буддийская ладонь). У ученика Тецяо Саня, которого звали Lam Fook Sing, он изучил тесяцюань, а позднее стал учеником Хуан Фэйхуна, таким образом вновь сведя воедино различные ветви стиля. Все свои знания южных стилей Линь соединил в единую систему, названную им ху хэ пай (система тигра и журавля). В 1917 году Линь вместе с тремя учениками написал три книги по хунцзяцюань, которые переиздаются по сей день.

Хун га куэн
Другим знаменитым учеником Хуан Фэйхуна был Дэн Фан (Tang Fung). За свой традиционализм, выражавшийся в крайних формах, он был прозван "ум старой площади". Он учил строго тому, что изучал у Хуан Фэйхуна, ничего не убавляя и ничего не прибавляя. Он, к примеру, отлично владел техникой боя железным веером, но почти никогда ее не демонстрировал, ибо железный веер не входил в традиционное оружие хунцзяцюань.

Моцзяцюань.
Стиль передается от Чжишаня, настоятеля монастыря Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который однажды обучил крестьянина Мо Чжэцзяо из уезда Фухайфэнсянь округа Хуэйчжоу провинции Гуандун. От него стиль попал к Мо Дашу, Мо Сыли и Мо Цинцзяо из деревни Хуоганцунь уезда Гуйшаньсянь, и затем был передан Мо Лишэну и Мо Ляну из деревни Юаньганцунь уезда Дунгуань.

Особенности комплексов моцзяцюань таковы: руки действуют плотно, атака и защита сочетаются, перемещения подвижны, ноги действуют относительно много, позиции храбры, в жесткости содержится сила.




На правах рекламы

Наверное многие из нас уже сталкивались с контрольными браслетами: в клубах, при посещении музеев, различных других развлекательных заведений. Поэтому я думаю, что никого не надо убеждать в том, что контрольные браслеты Россия добавляют дополнительный уровень контроля и безопасности в нашу жизнь


Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу: