Интервью спортсменов и их тренеров Екатерина Муходанова: Если 100% - победа, то 60% - это способности и возможности спортсмена и 40% - это работа тренера
Сегодня я продолжаю знакомить читателей с людьми, внесшими определенный вклад в развитие ушу. На этот раз у меня в гостях Екатерина Муходанова - Президент федерации ушу г.Сочи, МС РФ, старший тренер по ушу-таолу и ушу-чуаньтун.
Екатерина Алексеевна, сегодня вы – известный тренер, ваши воспитанники не только успешно выступают в рядовых соревнованиях, но и побеждают на самых значимых состязаниях. Это - неоспоримая оценка тренерской работы. Оглядываясь назад, сложно ли было начинать карьеру тренера?
Сейчас, оглядываясь назад, честно признаюсь, что тяжело. Знаний, информации и опыта было мало, а амбиций много. Много переживаний, по поводу тренерских неудач после проведения очередной тренировки. Много самоанализа и постоянное желание усовершенствовать что-то в педагогическом процессе. И конечно радость и удовлетворение после очередной тренерской победы. Во многом мне тогда помогал отец, Заслуженный тренер России по самбо. Помню, что часто спрашивала его совета после неудачных тренировок.
В начале тренерского пути, что было самым сложным? Нашли ли вы решения для этих проблем?
Найти подход к детям. Увлечь их, заинтересовать. Сделать ушу-частью их жизни. Решение пришло само собой - мой личный пример, любовь к этому виду единоборств.
У мужчин и женщин в любом случае разная психология. Играет ли это какую-нибудь роль в тренерской работе? С кем вам проще работать: с мальчиками или девочками? Будет ли лучше, если мальчиков будут тренировать мужчины?
Мужчины и женщины - это вообще совершенно разные люди. Мужчина тренер и женщина-тренер отличаются кардинально. Но самое главное женское отличие - это огромная эмоциональность, которая не свойственна для мужчины. Поэтому мы чувствуем практически интуитивно все перемены вокруг себя. У меня характер стойкий. Не смотря на то, что я женщина, многие трудности преодолеваю спокойно и иду всегда до конца. Поэтому мне в начале тренерского пути было очень интересно работать с мальчиками. И все мои первые ученики(сейчас это прекрасные спортсмены и тренеры)были мальчики. Многих я вела более 10 лет. Мне нравилось ставить перед ними задачи. В отличии от девочек, они благодаря мужскому началу, могли чётко выполнять всё без лишних раздумий. Я очень любила и сейчас люблю своих мальчишек(сейчас это уже взрослые и состоявшиеся молодые люди). Сейчас стало интересно работать с девочками. Возможно это новый этап в тренерстве. Считаю, что женщина может многое дать в тренерстве спортсменам-мальчикам. И совершенно не обязательно чтобы только мужчины занимались их подготовкой. Смотря какая женщина. Это очень важно. Женщина тренер в первую очередь занимается воспитанием определённых качеств личности, я думаю, которые помогают выигрывать на соревнованиях - умение думать, чувствовать, переживать, действовать и т.д.
Во время тренировок вы только передаете знания и опыт? Могут ли сами ученики научить чему-то своего учителя?
Всю жизнь, на каждой тренировке я учусь быть тренером и только благодаря своим воспитанникам. Ученики вырастают и если они начинают вносить коррективы в тренировочный процесс, значит мой труд не прошёл даром. Дети выросли.
Считаете ли вы, Екатерина Алексеевна, что передавая свои знания, учитель должен и сам постоянно совершенствоваться?
Да, всегда.
Вникаете ли вы в какие-то личные проблемы своих учеников, или же ваши отношения ограничиваются темами спорта?
Всегда интересовалась жизнью спортсменов. Без доверия нет взаимопонимания, а значит и успеха в тренировочном процессе. Чтобы вырастить спортсмена, надо знать о нём всё. А главное стараться быть другом и наставником.
Какая доля, по вашему мнению, в победе спортсмена принадлежит его личным качествам (наличию способностей, упорству в тренировках), а какая – его тренеру?
Если 100% - победа, то 60% - это способности и возможности спортсмена и 40% - это работа тренера. Тренер - это «маяк» направляющий движение, это «дверь» в которую надо показать как зайти.
Невозможно не коснуться в разговоре блестящей победы вашей ученицы Эльзы Крбашян. Вы ожидали такого успеха?
Спасибо. Думаю, это ещё не блестящая, но уже весомая победа. Это начало прекрасного спортивного пути. Но всё самое «блестящее» ещё впереди. Такого успеха не ожидала (Эльза -особенный ребёнок, со сложным характером), но была уверенна всегда, что девочка может добиться много.
Можно ли сразу определить, насколько вероятен успех того или иного ребенка, пришедшего заниматься боевыми искусствами?
Да, можно. Если вы приведёте мне на занятие новичка, то я смогу сказать на 90%,что из него получится в будущем.
Ушу не только физические упражнения, боевые искусство, но и философия. Насколько способны воспринимать ее дети?
Мы не китайцы и никогда китайцами не станем. У нас своя культура. Но мы можем принять культуру и философию другой нации если в ней есть что-то от нашего внутреннего «я». Китайская философия близка мне. Именно к такому мироощущению я всегда стремилась. Вера, справедливость, уважение, стойкость, воля… Дети в юном возрасте не способны понять буддизм или даосизм. Но человеческие и жизненные принципы могут. Поэтому стараюсь в первую очередь дать им человеческие каноны, а в будущем проводить параллель с китайской философией.
Помогает ли философия ушу вам строить отношения с учениками, с близкими, решать трудные жизненные задачи?
Да, всегда помогала и помогает.
Между талантливым, но нерадивым и старательным ребенком со средними данными – кого вы выберете?
Выберу старательного со средними данными, но от талантливого не откажусь.
http://www.youtube.com/watch?v=XN2211BURjY
Интервью после победы Эльзы Крбашян
на Чемпионате мира по традиционному ушу
Что тренерская работа дает лично вам?
Молодость, радость, самоутверждение, личностный рост.
Отличается ли принципиально тренерская работа с детьми и со взрослыми спортсменами? Делается ли «поправка на возраст» (исключая степень физической нагрузки)?
Кардинально отличается. Дети увлечены игрой, поэтому и спортивные задачи решаются через игру. Взрослые могут ставить задачи и находить логические пути решения. С ними надо общаться на равных. Но в своей практике я всегда стараюсь ставить задачи и перед маленькими и перед большими. Спортсмены любого возраста способны понять логику тренировочного процесса. Необходимо с умом преподнести им информацию.
Какими словами вы успокаиваете ученика, у которого случается досадное поражение? Ругаете ли? Что, по-вашему, может стимулировать его не отчаяться, а сделать правильные выводы и в следующем соревновании победить?
Поддерживаю и даю понять, что жизнь состоит из взлётов и падений. Чтобы стать сильнее, надо научиться падать и вставать, уметь анализировать промахи и ставить сложные задачи. Так как когда легко, жить не интересно. Интересно - когда борьба. А ушу-это борьба. Но иногда и ругаю - это тоже стимулирует.
Безусловно, победа Эльзы на Чемпионате Мира это тренерский успех. Какие еще победы учеников вам запомнились? На каких соревнованиях выступали ваши «первенцы»?
Всегда буду помнить первую серьёзную победу моего ученика - Игоря Гулина. Тогда это был турнир по ушу в г.Санкт-Петербурге и Игорь, который в силу своего упрямого характера, всегда проигрывал и ошибался, сделал свой вид (гуньшу) великолепно и занял 1 место. Я тогда даже плакала от счастья. Вот так. Считаю, что мне очень повезло с моими «первенцами» - Игорь Гулин МСМК, 2х кратный Чемпион Европы по ушу-таолу, победитель Чемпионата Мира по традиционному ушу, Андрей Карпов КМС - призёр Чемпионата России по традиционному ушу, призёр Чемпионатов ПФО России и ЮФО России, Павел Макаров МС-призёр Чемпионата Европы по ушу-чуаньтун. Были и другие, но эти самые дорогие.
Были ли у вас ли сомнения в собственном таланте педагога? В какой момент вы сказали сами себе – «да, я настоящий тренер»?
Всегда были и сейчас остаются. Но я вседа знала, что моё призвание - учить детей. Человек должен заниматься в жизни тем, что умеет делать лучше всего. Мне легко даётся тренерство, здесь я как «рыба в воде».Определённого момента, когда я поняла, что тренерство -это моя судьба не было, просто я это наверное всегда знала.
О каких успехах для себя лично и для своих учеников вы мечтаете сегодня?
Сейчас я мечтаю довести до уровня Игоря Гулина - своих девчонок (ну или какую-нибудь одну девочку). Ну а для себя, мне бы хотелось освоить тайцзицюань. Теоретически многое знаю об этом направлении, но практических навыков мало.