Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Борис Самосюк: "Ушу должно раскрывать способности, помогать изучать себя и других."

Ушу не знает границ. Сейчас китайским боевым искусством ушу занимаются во всем мире и с каждым годом армия поклонников этого вида единоборств значительно пополняется. Сегодня у нас в гостях руководитель Общественного объединения "Тайпин" (г.Минск, Беларусь)  - Борис Викторович Самосюк. От себя хочу добавить, что Борис Викторович был одним из первых, кто начал обучать и развивать ушу в Беларуси. И вот теперь у нас появилась великолепная возможность задать ему ряд вопросов.

Борис Викторович СамосюкДобрый день, Борис Викторович! История вашего клуба начинает свою историю еще с 1983 года. Насколько мне известно ваш клуб принимал участие в 1988 году в составе команды "Сэкай" в фестивале ушу в Риге. В то время не так уж много было информации об ушу, как виде спорта. Как вы для себя выбрали ушу? Не могли бы вы кратко описать свой путь в ушу? С чего все начиналось именно для вас?
1983 год… В то далёкое время информации о различных стилях боевых искусств было значительно меньше, чем теперь, но она всё таки была, просто её нужно было искать. Да и отношение к ней было другое, более трепетное и доверительное. В то время особенно важна была способность к творческому эксперименту, поиску сути искусства. Личный поиск и теперь во многом определяет успех во многих областях деятельности.
С раннего детства я с интересом занимался борьбой. Сначала это была вольная борьба, а затем дзю-до. Во время службы в армии мне посчастливилось попасть в группу ушу. Естественно это было боевое ушу. Но меня в ушу интересовали аспекты духовного самосовершенствования. С течением времени они стали определяющими. В настоящий момент меня окружают люди, которых привлекает, как и меня, именно это.


Сейчас воспитанники вашего клуба получают разнообразное обучение. Сюда можно отнести и занятия гимнастикой, боевыми искусствами, но в то же время надо вспомнить и об обучении актерскому мастерству, ритмике и пластике. Почему вы решили проводить обучение именно таким образом? Как вы к этому пришли?
Воспитанники клубов Тайпин занимаются гимнастикой ушу, борьбой и фехтованием. Для развития личности, как и для её существования, мы занимаемся искусством. Это для того, чтобы нас всё- таки окружала красота. Преподавание значительно улучшается, если ученики знают законы ритмики, пластики и выразительности.
К этому выводу я пришёл не только я, но и мои единомышленники. Программа Школы Тайпин – это постоянно изменяющийся продукт деятельности нескольких преподавателей, их имена и фото можно увидеть на сайте Школы. У каждого из них свой взгляд на методику и теорию, но, тем не менее, это одна школа, у нас много общего.

Ушу имеет многовековую историю. А что вы можете рассказать о современном ушу в Белоруссии и мире? Как происходит дальнейшее развитие этого боевого искусства?
У нас в стране ушу достаточно распространено, большая часть преподавателей работает в области «здоровье и самооборона». Есть спортивные секции, но они не блещут популярностью, как и соревнования. Мероприятий проводится мало, но людей занимается достаточно много. Мало что делается для популяризации и развития ушу, фестивали и демонстрации проводятся очень редко, хотя и вызывают интерес.


Спортивное и традиционное ушу. Как вы считаете, в чем их схожесть и основные отличия?
Разным людям нужны разные условия развития. Пусть школ будет много и они будут разными.

Приходилось ли вам сталкиваться с работой китайских мастеров? Как вы считаете, есть ли отличие в их подходе к подготовке?
Достаточно часто встречался с китайскими мастерами и преподавателями. В современном ушу всё меньше возможности использовать метод «повторяй, чтобы понять». Более продуктивен метод «пойми, чтобы сделать». Китайские мастера, имеющие опыт работы в Европе это понимают. Но мне кажется, что национальные мастера различных стран имеют больше шансов быть понятыми соотечественниками.

Пока ребенок маленький выбор вида спорта для него чаще всего стоит перед его родителями. Что вы можете посоветовать родителям в этом случае?
Ребёнок обязательно должен заниматься физической культурой, это не обязательно спорт. Лучший вариант, когда он многое может попробовать и что-то действительно полюбить. У нас в школе есть ученики, занимающиеся по 15 лет, а есть и по 1 году. Но это правильно, надо уважать их выбор.

Юные воспитанники Общественного объединения "Тайпин"


Что занятия боевыми искусствами вам дало в жизни? И что они отняли у вас? Быть может из-за занятий боевыми искусствами вам пришлось отказаться от какого-то другого увлечения?
Я все свои увлечения перетащил в ушу. И всем советую это сделать. Всё, что любишь и чего хочешь, нужно обязательно делать.

Какие стимулы нужно иметь, чтобы много лет работать тренером?
Любить людей и в них верить. Общаться с ними с уважением и помогать им.

Как вы считаете, какой спортсмен может стать чемпионом: имеющий хорошие природные данные, так сказать "спортсмен от бога" или тот, который упорно тренируется целыми днями?
Талантливым легче идти вперёд, но талант может открываться и постепенно…

Тренер и спортсмен - это учитель и ученик. Согласны ли вы с этим? Возможна ли дружба между тренером и спортсменом, или все таки должна оставаться какая-то дистанция?
Всё должно быть естественно. Дистанция зависит от обоих. Это не пропасть, это соглашение.

Чему, по вашему мнению, учит ушу? Какие именно качества оно воспитывает?
Ушу должно раскрывать способности, помогать изучать себя и других. Это среда непрерывного развития. В наше время очень актуально.

Есть ли разница, именно для вас, со спортсменами какого возраста работать? С кем вам легче вести тренировки: с малышами или уже взрослыми спортсменами? Есть ли какие-то отличия в подходе к обучению спортсменов разных возрастных групп?
Дети 5-7 лет – игровые и подражательные методы, для них важен комфорт взаимоотношений, требовать жёстко нельзя, испугаются и обидятся.
Дети 8-11 лет более вдумчивые, с ними можно говорить о дисциплине, о личных особенностях и достижениях. Здесь нужно проявлять уважение.
Для подростков 12-16 лет важно познание себя, эксперимент, им важна помощь в формировании личного мировоззрения, методов общения с миром.
С 17 до 20 лет – период поиска, внутреннего становления, тут и участие и дистанция и понимание.
Старше 20 лет – как с равными, по настоящему равными.

Для многих, кто особо не знаком с ушу, оно представляет собой либо боевое искусство, либо гимнастику. А как считаете вы? Быть может есть еще какой-то другой вариант ответа на вопрос: "Что такое ушу?"
Последнее время у нас в Школе появился термин «дао-йога Тайпин». Это пространство без заборов. Словом – «как сделать себя лучше».

Стало известно, что возможно в 2020 году ушу сможет стать олимпийским видом спорта. Как вы думаете, что изменится от этого в плане дальнейшего развития ушу?
Если это случится, то это будет только начало. Если ушу станет от этого лучше, то это очень хорошо. А так, появятся деньги, унификация, реклама, единообразная технология и популяризация. Потеряется уникальность, тайна – что останется?

Есть ли у вас еще какие-либо другие увлечения, хобби?
Все, так или иначе, связано с ушу: тренируемся, делаем маски, костюмы, создаём театральные программы, осваиваем аудио-видео монтаж, стараемся быть в струе современной культуры.
Да, по профессии я архитектор и дизайнер, поэтому люблю настоящий фэн-шуй, который несёт движение и жизнь в окружающий мир. Это когда среди правильно расставленных драконов и зеркал люди вдруг понимают друг друга.


И в завершении нашей беседы хотелось бы поблагодарить Бориса Викторовича за интересную беседу и пожелать ему дальнейших успехов в его преподавательской деятельности.