История Китая Закат древних империй Китая
Культура и идеология Китая во II в. до н. э. — II в. н. э.
Существование на протяжении 400 лет единой китайской империи создало благоприятные условия для развития культуры и политических учений. Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами. Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78—139 гг.) изобрел примитивный сейсмограф. Появились обобщающие труды по агрономии. Значительные успехи были достигнуты в технике градостроительства. Города воздвигались по заранее разработанному плану с четким делением на кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по странам света. Площадь столиц империи Хань Чанъаня и Лояна достигла нескольких десятков квадратных километров. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками надгробия богачей.
В I в. н.э. была изобретена бумага. Совершенствовались письменные знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу способствовала развитию литературы и культуры. Ученые выполнили поистине колоссальную текстологическую работу над древними памятниками. Большой труд по реставрации плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79—8 гг. до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписывал сочинения на шелковые свитки.
«Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145—86 гг. до н.э.) создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти частей. Первая часть — это летопись событий, имевших место в стране и записанных в хронологическом порядке по царствованиям и династиям. Один отдел посвящен генеологическим таблицам. Большую ценность представляют главы об экономике, музыке, астрологии, обычаях, реках и каналах. Последние две части составлены из жизнеописаний государственных деятелей, чиновников, ученых, философов, поэтов, купцов. Они включают сведения о народах, племенах и странах, известных в Китае. Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки.
В I в. жил и творил историк Бань Гу (39—92 гг.), автор «Истории Ранней династии Хань» («Цяньханыну»), в которой излагается история Китая на протяжении 230 лет — от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана.
К тому времени относится деятельность таких крупных философов-материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н. э. — 30 г. н. э.) —автор трактата «Новые рассуждения» («Синьлунь»)—и Ван Чун (27—97 гг.), написавший полемический трактат «Критические рассуждения» («Лунь-хэн»).
В Ханьскую империю начал проникать буддизм. Буддистские проповедники из Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях в городах Пэнчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в лоянском монастыре в 148 г. н.э. Ань Ши-гао перевел несколько десятков буддийских сутр и других буддийских сочинений. Основанная им школа сыграла значительную роль в распространении буддизма.
Древнее даосское учение постепенно превращалось в религию. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства; ей была присуща вера в святых, чудотворцев и в магию самоусовершенствования. Но на оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. В I в. н. э. возникли две дассские секты: «Удоумидао» («5 мер риса») и «Тайпиндао» («Великое благоденствие»). Основателем первой был Чжан Дао-пин, второй — Чжан Цзяо. Ханьский даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов. Восстание «желтых повязок» проходило под лозунгами секты «Тайпиндао».
{