История Китая Феодальные государства Китая в III—VI веках
Нашествие кочевников
Первыми вторглись в Китай гунны, или южные гунны (нань сюнну, как называют их китайские источники).
Южные гунны после распада гуннского союза остались жить на территории северных районов Шаньси и Внутренней Монголии. Главным занятием их было скотоводство. Первобытнообщинный строй находился у них на стадии разложения: происходил процесс образования классов, расширялись рабовладельческие отношения. Представители верхушки пяти гуннских племен избирали верховного правителя — шаньюя, который постепенно превращался в царька с наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны с императорской фамилией, получали в жены китайских принцесс. Их старшие сыновья воспитывались при ханьском дворе, где фактически они были почетными заложниками. В ставках шаньюев и аристократов скапливались значительные ценности, полученные в результате эксплуатации рядовых членов 'племени, продажи рабов -в империю, различных подношений. Китайские чиновники и купцы жили при дворе шаньюя и глав пяти аймаков, вели выгодную торговлю, вывозили рабов и скот. Отряды гуннов не раз выступали на помощь императорам или брали на себя охрану границ. Связи с аристократами, интриги китайских дипломатов и подкупы давали двору Сына неба возможность держать гуннов в повиновении и вести с ними неэквивалентную торговлю.
С ослаблением империи гуннские шаньюи сами стали претендовать на китайский престол и активно вмешиваться в междоусобицы. Шаньюй Лю Юань, долго живший при дворе Сыма Яня, был провозглашен в 308 г. ханьским государем. Свою конницу он послал в Китай для войны против дома Сыма и отрядов сяньби, которые поддерживали одного из претендентов на престол.
Войска Цзиньской империи оказались совершенно бессильными против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 3111 г. гунны взяли Лоян, а в 316-м — Чанъань. Цзиньский император попал в плен. Но гуннские военачальники не пришли к соглашению между собой и вступили в борьбу. В результате один из потомков Лю Юаня был признан государем на северо-западе и стал основателем династии Старших Чжао. Полководец Ши Лэ (долго бывший рабом в Китае) повел свои войска на восток от Лояна, где был провозглашен государем и основателем династии Младших Чжао. Война гуннских царств в 324 г. принесла победу преемникам Ши Лэ.
Вслед за гуннами пришли в движение многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи. Некоторые из этих племен имели родовой строй, выбирали вождей, не знали наследственной власти. Значительными правами у них пользовались женщины.
У других племен уже выделилась аристократия и существовало рабство в его первоначальной форме. Племенная верхушка, связанная с китайскими чиновниками и купцами, была проводником политического и экономического влияния Срединной империи, служила опорой политики порабощения, осуществляемой Китаем в отношении соседей. В свою очередь, кочевая знать использовала связи с империей для собственного обогащения, для укрепления власти и ограбления соплеменников.
Наиболее крупное объединение составляли племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Приблизившись к земледельческим районам, они стали часто вторгаться в Китай. Их вожди и знать вели переговоры с императорскими властями и завязали торговлю с китайскими купцами. Они посылали ко двору дань и заложников, выпрашивали титулы и ценные подарки, обещая прекратить набеги. Китайские послы прилагали усилия, чтобы использовать сяньбийцев против гуннов.
В III в. сяньбийские племена разделились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союз муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и союз племен тоба, кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Племенам муюнов удалось занять Хэбэй, и они повели против гуннов длительные войны на суше и на море. Завладев территориями Шаньдуна и частично Шаньси и Хэнани, они при поддержке китайцев создали царство Янь.
На северо-западе в районе Ганьсу и в Сычуани возникли самостоятельные государства. К богатствам Срединной империи потянулись и обитатели западных краев: племена тибетской группы заняли земли Ганьсу, Шэньси и Нинся. Их знать, подобно верхушке других племен, утвердила царскую власть и создала свое государство, названное в китайской историографии Цинь.
Северо-западные племена обладали большой военной силой. Завоевательные устремления привели их в столкновение с муюнами, а затем и с китайцами. Огромное войско, возглавленное Фу Цзянем, правителем Цинь, выступило в поход и преодолело большие пространства, горные хребты и реки. Через Хэнань войско Цинь двигалось на юго-восток, направляя силу своего удара против китайцев, еще удерживавших прибрежные районы Янцзы. В 383 г. у р. Фэйшуй в бассейне Хуайхэ они пришли в соприкосновение с малочисленным войском противника. Полководцы южного царства, применив хитрость в стиле древнего классического военного искусства Китая, нанесли полчищам Фу Цзяня жестокое поражение. В панике кочевники бежали. Царство Цинь после этой битвы распалось.
Государственные образования, созданные завоевателями Северного Китая, отличались неустойчивостью. Это объяснялось тем, что знать, не успев организовать власть, начинала войны с соседями, приводившие к истощению сил молодого государственного образования. Зачастую эти царства распадались под ударами новых завоевателей. Войны сопровождались истреблением и угоном в рабство коренного населения, уничтожением продуктов его труда. Завоеватели казнили или приносили в жертву своим богам десятки тысяч пленников. Северный Китай — этот древнейший очаг китайской культуры, где находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории, превратился в арену почти 100-летней войны.
Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором. При организации государственного аппарата он использовал китайских чиновников, в разное время взятых в плен тобийцами. Сломив сопротивление мелких государств и племенных союзов, тобийцы вторглись в 367 г. в Китай. Боевые отряды конников тоба одерживали победу за победой. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под китайским названием Северных Вэй.
Китайские царства на юге страны
Когда в Северный Китай вторглись кочевники и начали между собой ожесточенные войны, многие жители этой древней территории были принуждены оставить свой кров и бежать на юг. Первыми бросились спасать свою жизнь придворные, представители «сильных домов», богачи и члены императорской фамилии. Из ограбленных и подожженных городов бежали горожане, из разоренных сел, оставляя вытоптанные конницей поля, уходили земледельцы, отступали воины разбитых или брошенных командирами армий.
Южные земли, обильные природными богатствами, с благоприятным для земледелия климатом, имели сравнительно редкое население, состоявшее из местных коренных племен и китайцев. Беженцы занимали плодородные долины, теснили местных жителей, захватывали их поля. Часто они называли свои новые поселения родными северными наименованиями. Пришельцы с Севера расширяли запашку, создавали оросительные сооружения, использовали при обработке новых пашен опыт, накопленный веками.
В то же время в южных царствах разгорелась ожесточенная борьба представителей господствующего класса за землю, за закрепощение крестьян. Они овладевали значительными пространствами земли, подчиняя себе пришлых земледельцев и местное исконное население. Государственная организация была настолько слаба, что не могла отстоять свои требования на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался очень незначительным. Крупные землевладельцы принимали под свое покровительство беглых, но единые централизованные хозяйства и здесь не были созданы. Их поля обрабатывали зависимые от них держатели (дянькэ), которые фактически были прикреплены к земле. Тяжелые условия труда и жизни, своеволие господ, опасность порабощения, угроза тяжелых наказаний, а иногда и смерти — все это заставляло земледельцев искать спасения в бегстве, переходах под покровительство новых хозяев, в поисках свободной земли и бродяжничестве. Исторические источники сохранили записи об императорских указах, неоднократно запрещавших переходы и бродяжничество. Власти были заняты ловлей и наказанием беглых. Передвижение по стране было запрещено не только земледельцам, но даже и купцам.
В середине V в. правительство сделало попытку расширить фонды казенных земель и признать крестьян государственными податными. Однако эта мера коснулась лишь немногих. По свидетельству летописцев, к VI в. за казной оставался один двор из 10 тыс. податных дворов. Льготные условия, которые сулили вначале феодалы, на деле оказались тяжелой кабалой. Несмотря на преследования и запреты, крестьяне часто бросали свои участки, становились бродягами. Крестьянские восстания принимали значительный размах.
Вскоре после падения Лояна в 317 г. придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (позже Цзянькан), в районе современного Нанкина, провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором. Поэтому официальные хроники считают 317—419 гг. временем царствования династии Восточных Цзинь. Но власть императорского дома была чрезвычайно слабой. Земли в долине Янцзы и у побережья принадлежали крупным владельцам — южанам. У власти в столице стояли пришельцы с Севера. Все это привело к длительной и напряженной борьбе внутри господствующего класса. Эти враждующие группы объединяла лишь общая борьба против крестьян.
В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в мятежи и междоусобные войны. При дворах Восточных Цзинь плелись тайные заговоры, власть захватывали влиятельные сановники; территория, на которую распространялась власть цзиньского государственного аппарата, иногда катастрофически суживалась.
В конце IV — начале V в. в стране вспыхнуло восстание под руководством Сунь Эня и Лу Сюня. В этом движении, охватившем восточные и юго-восточные районы, участвовали крестьяне, члены секты «Удоумидао», а также недовольные представители господствующего класса. Вооруженные восстания и внутриклассовые противоречия привели к окончательной ликвидации власти Восточных Цзинь. Один из полководцев, руководивших подавлением народных восстаний, Лю Юй, завладел властью в столице и был провозглашен государем династии Сун (420—478).
В кратковременное царствование Сунов были сделаны попытки расширить фонды государственных земель, улучшить положение местного населения, завоевать север страны.
В конце V в. на юге Китая усилилась борьба за престол. Летописцы того времени отметили царствование трех династий: Ци (479—501), Лян (502—556) и Чэнь (557—588). Но на самом деле в последнее столетие почти не прекращались внутренние войны. Власть императоров не простиралась за пределы столичного района. Они часто оказывались пленниками в своих дворцах; одни заполняли жизнь сплошными пирами, другие превращали свой дом в буддийский храм. Часто происходили дворцовые перевороты и убийства.
Южные правительства менее всего заботились о том, чтобы отвоевать у кочевников китайскую территорию. Походы на Север предпринимались отдельными полководцами, но они не получали поддержки двора и аристократов. И те, и другие были заняты захватом земли и природных богатств Южного Китая, подавлением крестьян и борьбой за власть. Во время трех походов, осуществленных под командованием военачальника Хуань Вэня, южнокитайские войска вступили в Шэньси и Хэнань, приблизились к Чанъаню и Лояну (354—369), нанесли серьезные удары завоевателям, но были вынуждены отступить. Хуань Вэнь получал помощь от местного населения, однако ему всячески мешали южные правительства.
Последние попытки освободить северные земли были предприняты Лю Юем и затем одним из его преемников, известным под посмертным именем Вэньди (424—453). Его военные корабли по каналам и волоком были доставлены на Хуанхэ, куда подошли и сухопутные силы. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем. Со второй половины V в. попытки отвоевать север страны не возобновлялись. Мысль, некогда высказанная Хуань Вэнем, о том, что следует пожертвовать всем, но отвоевать Север, не нашла отклика. Правящие круги Юга считали Янцзы надежной защитой, поскольку конники не могли форсировать быстрые воды этой широкой реки. Когда огромное войско тобийского государя Таба Тао подошло к Янцзы, оно не смогло переправиться на южный берег, чтобы осадить столицу Сунов. В этом смысле расчет южных правительств оправдался. После неудачного похода Тоба Тао в районе между Хуанхэ и Янцзы происходили только отдельные столкновения.
Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки металлов.
В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи. Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О смертности духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души. Историки того времени собирали документы — памятники прошлых лет — и записывали сведения о современных им событиях. Императорский двор относился к этой деятельности весьма враждебно. Видный ученый Фань Е, составитель истории «Хоуханыну», был казнен. Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь — 365—427) — автор утопии «Персиковый источник».
С давних времен каждая семья стремилась обладать своим собственным жильем. Кто-то собственноручно его строил, а кто-то покупал уже готовое. Вот и сейчас для многих проще купить квартиру. А с учетом того, что существуют рынки не только первичного, но и вторичного жилья в Самаре или в любом другом городе, то это сделать не составляет большого труда.