История Китая Ранние феодальные государства Китая
Аграрные отношения VI—VII вв.
Во время войн Ян Цзяня многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, подверглись конфискации и стали государственными. Как отмечают средневековые китайские историки, произошло расширение надельной системы на территории всей страны. Прекращение войн дало возможность начать обработку заброшенных и целинных земель и заняться восстановлением ирригационной системы в широких масштабах.
Установление единой власти в стране привело к дальнейшему наступлению на древние деревенские организации и к закрепощению земледельцев.
Суйский двор при Ян Цзяне разослал множество чиновников на места, чтобы провести учет населения и, как торжественно отмечалось в указе, для уравнения земельных наделов. В результате этого учета было выявлено более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. По-видимому, этим объясняется тот факт, что источники отмечают увеличение численности населения в течение короткого срока, равного 20 годам. Обращает на себя внимание и то, что официально установленный надел резко сокращался в размерах, налог же с 2 с лишним даней зерна возрос до 3 даней с четы, а трудовая повинность достигла 30 дней в год. Большая часть налога, собранного с государственных податных, поступала в казну, а меньшая — в местные склады.
В правление Ян Гуана возросли не только подати, но и трудовые повинности. Государственная барщина становилась бессрочной. Все это приводило к гибели массы народа. Историк Сыма Гуан писал о том времени в мрачных красках: «Телеги и быки, отправленные в связи с перевозками, не возвращались. Из солдат гибло более половины». «Время для сельскохозяйственных работ упускалось. Многие пахотные земли превратились в пустыри. Цены на зерно намного выросли. Люди продавали людей в рабство». В источниках имеются и такие показательные цифры: на строительство Лояна при Ян Гуане было согнано 2 млн. податных, на строительство Великого канала и Великой стены—1 млн., в войско во время походов в Корею было мобилизовано более 1 млн. Таким образом, эти сведения говорят о расширении государственной барщины и фактическом использовании податных в качестве рабов. Народные восстания, вспыхнувшие в стране, нанесли удар политике беспощадного истребления земледельцев..
В Суйской империи существовали крупные феодальные землевладения. Это были так называемые жалованные земли (сытянь) и чиновничьи, или служебные, земли (чжигунтянь), Члены императорской фамилии, носившие титул вана (князя), могли владеть до 10 тыс. му земли. Ян Гуан, сократив ранги титулованной знати с девяти до трех, тем самым стремился ограничить владения феодалов. Служебные земли, выделяемые чиновникам «на кормление», официально должны были соответствовать рангу и колебались от 100 до 500 му земли. Огромное количество чиновников владели землей, отданной им «на кормление».
Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опустошению многих районов страны, к запустению полей, к массовой гибели земледельческого населения. Борясь с могущественными феодалами — своими соперниками, танские императоры пытались расширить государственное землевладение и увеличить количество государственных податных крестьян. Таны провозглашали, что землю должны в первую очередь получать бедные, т. е. крестьяне-податные, священный долг которых ее обрабатывать и платить подати. Императорский декрет 624 г. содержал довольно льготные условия для крестьян. Каждый взрослый мужчина имел право на землю, находившуюся в вечном владении семьи и считавшуюся садово-огородным наделом, на поле для пахоты в 80 му, которое он получал в держание лишь на время своей трудоспособности. Сроки «взрослости» определялись вначале, когда было мало рабочих, с 18 лет, а впоследствии, когда пустоши были вспаханы, а народа стало много, — с 21 года. Небольшие наделы полагались престарелым, женщинам и подросткам. При этом оговаривалось, что размеры наделов могли колебаться в зависимости от качества почвы и районов страны. В «Истории династии Тан» об этом записано: «Размер надела земли в густозаселенных районах (тесных общинах — сясян.— Л. С.) был в 2 раза меньше, чем в малозаселенных районах (обширных общинах — куансян — Л. С). Земли в сясян бывают плодородные и тощие. Если земля требовала ежегодной смены (оставления части ее под пар), то ею следовало наделять в двойном размере. Если же земля в куансян требовала оставления под пар раз в 3 года, то удваивать размеры надела не полагалось». Землю, находившуюся в вечном владении семьи, следовало засаживать тутовыми и другими деревьями. При некоторых ограничениях ее можно было покупать, продавать и закладывать. Что же касается пахоты, то продавать и закладывать ее не разрешалось, кроме совершенно исключительных случаев. Однако подобные оговорки свидетельствуют о том, что купля-продажа и заклады всех видов земель осуществлялись на практике. Государство брало на себя заботы ежегодно в 10-м месяце производить перераспределение пахоты, передавая крестьянам, достигшим взрослости, земли престарелых, больных и умерших.
Новым в танских мероприятиях являлось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. Одновременно законом было подтверждено право рабов на получение земли. Рабы, считавшиеся государственными (их делили на две категории), получали полный или половинный надел. Право на получение надела превращало государственных рабов в обыкновенных крестьян-податных. Однако закон этот прямо не касался рабов, принадлежавших частным лицам.
Танские правители добивались расширения и детализации учета податных. «Человек, только что родившийся, считался младенцем (хуан), с четырехлетнего возраста он назывался ребенком (сяо), с 16 лет числился средним (чжун), с 21 года считался податным (дин)у после 60 лет он был уже старик (лао)». При такой градации, если учесть, что все категории заносились в особые списки, ни один человек не мог быть потерян в качестве налогоплательщика. Одновременно феодальное государство пошло и на некоторые уступки: не все взрослые мужчины считались тягловыми. В источниках сообщается, что если двор имел четырех взрослых трудоспособных податных, то повинностями облагались двое; если было трое взрослых, то облагался один. Освобожденные не могли претендовать на надел.
Основной формой эксплуатации оставалась продуктовая рента-налог, и ей сопутствовала отработочная рента. В некоторых случаях отработки заменялись деньгами. Норма поборов считалась официально установленной и была несколько ниже, чем при династии Суй.
Обязательства податного складывались из той же триады повинностей: зерна, шелка или холста и шелковой ваты и отработок. Вместо 30 дней государственной барщины было установлено 20 дней в год; а в високосный год, когда добавлялся 13-й месяц, — 22 дня. В местах, где не производились ткани, взималось серебро. У скотоводов брали баранов. В качестве новшества была введена возможность замены: если податной отрабатывал больше положенного времени, то он освобождался от части уплаты зерном или тканями. Крестьяне, поднимавшие целину или перешедшие в малонаселенные районы, на время освобождались от податей.
Крестьянское землевладение, юридически выраженное в держании государственного надела, создавало условия для хозяйствования и воспроизводства и обеспечивало развитие экономики страны. Мелкое индивидуальное производство было в ранний период феодализма наиболее прогрессивной формой хозяйства.
Но в рамках надельной системы крестьяне оказались прикрепленными к земле, а феодалам удалось закрепить монопольную собственность на землю и частичную собственность на основного производителя.
На полях крупных феодалов трудились разные группы зависимых от хозяина крестьян. Эти были буцюй, кэхуу дяньху — «возделыватели» земли. (Термин дяньху позднее стал пониматься как арендатор.) Они держали от феодала небольшие участки земли, платили ренту и выполняли работы по требованию господина.
Феодалы использовали также и труд рабов, но значительно реже, поскольку землю на рабов они не всегда могли вытребовать. На полях, полученных на кормление чиновниками, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.
Какую бы форму ни принимало крестьянское землепользование, это всегда был небольшой участок поля, который нужно было обработать своими примитивными орудиями производства. Господствующий класс, тщательно заботившийся о поступлении налога и ренты, полностью передоверял крестьянам хозяйственную деятельность. Наделение основных производителей землей обеспечило усиление феодальной державы и подъем экономики Китая. А борьба крестьян против своих угнетателей заставила феодалов и их государственную организацию пойти на небольшие уступки и держаться в начале VII в. установленных норм поборов и повинностей.
Исторические источники содержат мало сведений о частных владениях крупных феодалов. Но если принять во внимание восстания народа и походы, возглавленные Ли Юанем и Ли Ши-минем, то, возможно, крупных, родовых владений оставалось не так много.
Отражая официальную точку зрения, источники повествуют о землях, пожалованных феодальной аристократии, чьи владения должны были соответствовать их титулам. Так, наивысший титул обеспечивал владение в 10 тыс. му земли. Представитель наследственной знати, имевший самый низкий титул, обеспечивался 500 му земли. Придворная ранговая аристократия могла владеть от 6 тыс. до 500 му. А особо заслуженные гражданские или военные чиновники — от 6 тыс. до 300 му.
Чиновники вместе с должностью получали право на доход с земли соответственно рангам. Столичные чиновники получали от 1200 му до 200 му земли, провинциальные чины — от 1200 до 250 му. Чины особой службы — от 500 до 150 му. И, наконец, военные — от 600 до 80 му. В отличие от аристократов владения давались им только на время службы в определенной должности. Увольняясь, они теряли право на получение ренты.
Все земли в установленных размерах, как наследственные владения знати, так и служебные наделы чиновников, естественно освобождались от налогов. Феодалы на этих землях непосредственно эксплуатировали земледельцев.
Города, ремесло, торговля
Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV—V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. Городские жители погибли, были угнаны в плен, бежали в деревни или на юг страны. В Южном Китае сохранились ранее возникшие немногочисленные города, но их городская жизнь мало чем отличалась от деревенской. Мелкие городки существовали как крепости или превратились в селения.
Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство. Города возникали как пограничные города-крепости, как тор-гово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или как морские порты. Заново отстраивались столицы и в них концентрировалась культурная жизнь и развивалось ремесленное производство.
Крупнейшим городом средневекового мира стал отстроенный в конце VI в. Чанъань. Город отличался строгой планировкой: 14 прямых улиц тянулись с востока на запад и И — с севера на юг. В восточной части города находились императорские дворцы, дома знати и богачей. В тесных и узких переулках жили ремесленники и бедный люд. В Чанъ-ане были поселения чужестранцев, переселившихся из районов Ближнего и Среднего Востока. В начале VIII в. в этом городе кроме 16 даосских, 91 буддийского монастырей и храмов имелись манихейские, несто-рианские, зороастрийские святилища, алтари Маздака и другие храмы. В Чанъане находилось несколько рынков. Значительную площадь занимали огороды. Исторические источники свидетельствуют, что все три танские столицы (Чанъань, Лоян, Тайюань) славились роскошью и сказочной красотой императорских дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати.
Постройка «транспортной реки» — Великого канала — и водных артерий местного значения (каналы между Хуанхэ и Вэйшуй, Хуанхэ и Шуйхэ), административная реформа и попытки унификации денежного обращения, насильственное переселение богатых купеческих семей, развитие торговли в шести городах (Лоян, Чанъань, Гуанчжоу, Нанкин, Чэнду, Ханчжоу) — все это способствовало быстрому росту городов и городской экономики.
На морском побережье на магистрали Великого канала возник в начале VII в. г. Ханчжоу, превратившийся к концу того же века в богатый центр морской и речной торговли^ В нем насчитывалось более 80 тыс. дворов жителей. Город имел форму прямоугольника и был расположен между левым берегом р. Чжэцзян и искусственным озером Сиху. На путях с севера на юг вырос большой город Кайфын, а на Великом канале — Янчжоу. Крупными торгово-ремесленными центрами стали Чэнду, Чанчжоу, Сучжоу. Значительно расширились портовые города: Цюаньчжоу, Гуанчжоу (Кантон), Учан. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.
Все города Китая строились на государственной земле. В них находились ямыни, суды, тюрьмы, управления казенными рудниками, размещались воинские гарнизоны, монастыри и кумирни. В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и военачальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники, специалисты военного искусства. Города выполняли военно-оборонительную, административную, экономическую и культурную функции.
В замкнутых кварталах, которые при Северных Вэй назывались ли, а позже фан, жители были организованы в пятидворки и десятидворки, как это было сделано в деревне. Ворота в стенах, окружавших кварталы, запирались на ночь. До 636 г. они отпирались в пятую стражу по крику патрульных, а позднее — по бою барабана. Поскольку феодальные власти опасались, что массы людей, сконцентрированные в городах, выйдут из повиновения, конные отряды постоянно патрулировали улицы. Всем, кроме чиновников трех высших рангов, запрещалось ночью выходить на улицу. «Если бы каждый мог открыть свои двери, когда захочет, то легко бы возникали преступления», — писал в докладе один из танских чиновников. В танских законах предусматривалось наказание 70 палочными ударами каждого, кто осмелится перебраться через городской вал или внутренние заграждения.
Раннесредневековые юридические понятия не делали никакого различия между горожанами и крестьянами; специально городских правовых норм не существовало.
В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов развивалось и городское ремесло. В различных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные промыслы. В период правления Танов в 95 местах производилась добыча и плавка меди, в 18 — серебра, в 5 — железа, в 4 — цинка. В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий; в Янчжоу строились корабли. Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром изготовления бумаги. Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного тростника велись в широких масштабах. Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения. Вместе с буддизмом в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, строительства многоэтажных пагод и скальных храмов. В стране возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под Лояном, используется и в наши дни. В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты, украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготовляли весы и разновесы.
Основной формой организации ремесленного производства была небольшая мастерская, являвшаяся одновременно и лавкой: ремесленник работал по заказам и продавал оставшийся товар на рынках. Некоторые ремесленники трудились при монастырях. Кроме мельчайших мастерских существовали и крупные. В Северовэйском государстве жили состоятельные горожане, имевшие до десяти ткацких станков. В танское время создавались большие ткацкие мастерские, принадлежавшие крупным чиновникам.
Уже в раннее средневековье ремесленники определенной специальности селились на одной улице или в одном квартале. На рынках их лавки составляли отдельные ряды — ханы. В дальнейшем это облегчило создание торгово-ремесленных объединений, которые с VI в. получили названия туань и хан. В танское время в некоторые ханы входило до 400 семей. В этот период на Лоянском южном рынке насчитывалось 120 ханов, а в Чанъане — 220 ханов. В VI—VII вв. процесс складывания цеховых организаций еще только начинался, и терминами хан и туань обозначались и ремесленники одной профессии, и торговые ряды на рынках, и собственно ремесленные корпорации. Писаных уставов в это время еще не было. Во главе торгово-ремесленных объединений стояли старшины. Ханы контролировали прием в ученики, регламентировали время работы, строго хранили цеховые секреты. Однако они не могли устанавливать монопольных цен на местных рынках, так как находились под контролем государства.
В VII—VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по вырезыванию печатей, по изготовлению экипажей и т. д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка. В качестве основной рабочей силы в казенных мастерских использовались тягловые ремесленники. В них работали и невольники, порабощенные главным образом за преступления. После достижения 60-летнего возраста их обычно освобождали, но их дети оставались рабами и зачислялись учениками в казенные мастерские. В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд, феодальные власти старались превратить занятие ремесленников в наследственное.
После объединения империи известный подъем переживала торговля. По Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тропам, вдоль морского побережья перевозили товары. Крупнейшим в стране рынком стала столица, важнейшим перевалочным пунктом — Янчжоу. В больших городах функционировали постоянные рынки, занимавшие строго фиксированные территории и находившиеся под контролем чиновников. После захода солнца торговля прекращалась. В Чанъане имелись восточный и западный рынки, в Чэнду — северный и южный. В VI в. большой рынок в Лояне достигал 8 ли в окружности. За землю, занятую под лавки и мастерские, государство взимало особую плату. Каждая лавка должна была иметь утвержденную властями вывеску.
На рынках размещались меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба винокуров, кабаки, публичные дома. На территории рынков вплоть до сунского времени устраивались и театральные представления.
Большое значение для развития торговли между отдаленными районами страны имели периодические ярмарки. Ярмарки собирались в Сы-чуани — шелковая, для торговли с иностранцами — в Лояне. Прихра-мовые, горные и деревенские ярмарки приурочивались к определенным праздникам. Для торговли с соседними племенами устраивали пограничные ярмарки.
Танские правители ввели в империи систему почтовых станций, что также способствовало укреплению торговых связей. Однако главной причиной роста городской экономики, -подъема внутренней и внешней торговли было развитие производительных сил в ранний период феодализма. Рост сельскохозяйственной продукции, расширение добычи металлов, увеличение количества монеты в обращении привели к тому, что часть продуктов и изделий стала поступать на рынок. Рост городов являлся в то же время показателем начала процесса отделения ремесла от сельского хозяйства.
Правительство постепенно усиливало контроль над развивавшейся торговлей. В VI в. при каждой торговой сделке в пользу государства взималась пошлина в размере 4%. У бродов и застав купцы платили дополнительную пошлину. Поборы, безвозмездные изъятия, налоги в пользу армии, достигавшие 74, Vs стоимости товаров, вымогательства чиновников наносили тяжелый ущерб торговым отношениям.
В VII в. была установлена единая государственная денежная единица (цянь) —круглая монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стране более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку. Казна владела монопольным правом на отливку монеты. Танские деньги имели хождение по всей империи и за ее пределами: в Согдиане, Японии, Корее. В связи с тем что в городах возникали ростовщические конторы и ломбарды, купцы стали пользоваться еще и обменными бумажными векселями — «летающими деньгами». Но казна, стремясь расширить сферу своего влияния, запретила пользование обменными векселями.
Танские власти постепенно расширяли ассортимент облагаемых пошлиною товаров. В VIII в. был введен особый налог на чай. Частная свободная продажа чая не только воспрещалась, но и жестоко каралась. После поимки продавца контрабандным чаем в третий раз он подвергался смертной казни.
Порядки деспотической империи с государственной собственностью на землю, бюрократической системой, мелочной регламентацией жизни определили характер развития городов, где не было вольностей, самоуправления, коммунальных свобод.
Если вам необходимо качественно и быстро выполнить прокладку кабельной инфраструктуры, то в этом случае я бы советовал вам обратить внимание на лотки OSTEC. В зависимости от ваших нужд вы можете выбрать как пластиковые, так и металлические лотки.