Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Китай в правление Сунской династии

Политическая борьба и движение за реформы
Развитие земледелия и промыслов, расширение практических знаний и городской культуры, внешние морские связи и обширная внутренняя торговля вызывали необходимость отмены закостенелых порядков в империи. Ухудшение экономического, политического и международного положения обострило противоречия между различными прослойками господствующего класса и привело в движение самые различные социальные слои и группы феодального Китая. В этот период началось реформаторское движение, сопровождавшееся острой политической борьбой.
Оппозиционные настроения возникли вдали от императорского двора, где неусыпный контроль его слуг был менее ощутим. Мелкие провинциальные чиновники-ученые, группировавшиеся вокруг местной академии в г. Иньтянь (пров. Хэнань) — своеобразного «питомника талантов», были в большинстве своем уроженцами южных районов Китая. Именно здесь зародилось реформаторское движение, идеологом которого стал преподаватель академии — Фань Чжун-янь (989—1052).Ближайшими соратниками Фань Чжун-яня стали поэт и историк Оуян Сю (1007—1072) и поэты Инь Чжу и Юй Цзин.

Доклады сторонников будущих реформ, посылаемые императору, были направлены против захвативших всю власть в стране временщиков и их клик. На них передовые люди Китая возлагали ответственность за пагубный курс сунского правительства. После упорной борьбы с придворной группировкой Люй И-цзяня за должности в государственном аппарате Фань Чжун-яню и его сторонникам удалось добиться успеха. Они получили посты в центральном правительстве и в административном аппарате. Свои проекты реформ они излагали в многочисленных докладах трону, содержащих рекомендации относительно методов укрепления государства, и прежде всего его финансовой и военной мощи.
Как и большинство мыслителей средневекового Китая, реформаторы связывали экономическое благосостояние государства с уровнем развития земледелия. Ученые сунского времени возродили древнее учение о том, что земледелие, составляя важнейший источник финансовых поступлений казны, в отличие от других занятий (особенно торговли и ремесла) является главным. Основным средством ликвидации экономических и финансовых трудностей реформаторы считали строительство ирригационных сооружений. Фань Чжун-янь тщательно разработал программу ирригационных и мелиоративных работ под контролем государства, а для развития земледелия рекомендовал уменьшить  трудовые повинности. Чтобы дать сельскому хозяйству дополнительные рабочие руки, Фань Чжун-янь предложил урегулировать распределение повинностей в казенных учреждениях. Стремясь сократить расходы на содержание дорогостоящего войска, он ратовал за восстановление древней военной системы, при которой солдаты-земледельцы обеспечивались и вооружались за счет общины. Важной мерой реформаторы считали сокращение административного аппарата. Они подвергли критике автоматическое повышение в должности — без учета способностей чиновников — в зависимости лишь от срока их службы.

Защищая интересы чиновников, выходцев из горожан, богатых торговцев, зажиточных крестьян — всех тех, кто не пользовался привилегиями, авторы докладов доказывали, что продвижение по служебной лестнице должно определяться лишь способностями чиновника. Сторонники реформ предложили ограничить незаслуженные привилегии чиновной знати, многочисленные потомки которой ежегодно получали назначения и продвигались по службе, минуя государственные экзамены. Фань Чжун-янь требовал пересмотра экзаменационных требований и обучения, сводившихся к механическому зазубриванию древних классических канонов. Реформаторы находили нужным учитывать не только знания, проявленные на экзамене, но и результаты службы и практические способности кандидата. Фань Чжун-янь предлагал щедро поощрять и выдвигать чиновников, хорошо разбиравшихся в земледелии, ирригации, финансовых вопросах.
Ограничение привилегий чиновной знати, основанных на праве наследования, и выдвижение принципа отбора по способностям должны были открыть перспективы социальной мобильности в обществе. Предполагалось обновление административного аппарата в центре и на местах за счет выходцев из широких прослоек феодального класса и горожан. В целях усиления эффективности бюрократического организма Фань Чжун-янь пытался создать систему поручительства, при которой рекомендующий нес личную ответственность за рекомендуемого.

В проекте реформ отстаивались и экономические права средних прослоек господствующего класса. К тому времени большая часть «должностных земель» (чжитянь), выделявшихся казной чиновникам «на кормление», оказалась захваченной частными лицами, что затронуло прежде всего интересы мелких провинциальных чиновников. Чтобы гарантировать их постоянные доходы, автор проекта предложил восстановить институт «должностных земель».
Предложения Фань Чжун-яня были активно поддержаны его сторонниками. В серии докладов на имя императора в 1043—1044 гг. Оуян Сю, Фу Би, Ли Гоу изложили проекты улучшения финансового положения, реорганизации армии и бюрократического аппарата. Ученый, поэт и сановник Оуян Сю утверждал, что обилие негодных к службе чиновников — главная причина бедствий, постигших государство. «Ныне,— писал он, — страна находится в запустении, казна и частные лица дошли до крайней нужды. Причина в том, что чиновников слишком много». Оуян Сю предложил контролировать избрание на должность и проверять успехи чиновника по службе, с тем чтобы «плохих чиновников увольнять, хороших повышать, посредственных предостерегать и поощрять к деятельности».

Хотя проекты реформ получили одобрение двора, первая попытка претворить их в жизнь оказалась неудачной. Потерпев поражение при реорганизации административного аппарата, идеологи реформ даже не смогли приступить к осуществлению экономической части своих преобразований. Программа реформ встретила сильное противодействие со стороны феодальных верхов, против которых она была направлена. Яростное сопротивление противников реформ повлекло за собой отставку Фань Чжун-яня и его единомышленников. Социально-экономические условия и политическая обстановка в стране не дали возможности политической мысли выработать хотя бы подобие понятия сословной представительной монархии. Робость и расплывчатость политических и социальных требований реформаторов определялись слабостью и неразвитостью средней прослойки феодального класса, а также горожан.
Среди различных теорий, предлагавших усовершенствование методов управления государством, наибольший интерес представляет сформулированный Ли Гоу (1009—1059) «План обогащения государства, усиления армии и успокоения народа». Его предложения по стабилизации финансового хозяйства, сформулированные как «подавление второстепенного», были направлены на ограничение частной торговли и частного предпринимательства в ремесле в интересах процветания казенной торговли и ремесла.

Реформаторское движение связано с именем Ван Ань-ши (1021 — 1086), который в 1069 г. при поддержке влиятельных чиновников стал помощником цзайсяна при императоре Чжао Сюе. В молодости Ван Ань-ши был горячим последователем Фань Чжун-яня, что и определило его приближение к трону. Особенно сочувствовал Ван Ань-ши требованию реорганизации административного аппарата. Период проведения реформ Ван Ань-ши в 1069—1086 гг. следует считать качественно новым этапом движения.
Как и Фань Чжун-янь, Ван Ань-ши считал императора важнейшей опорой осуществления своих замыслов, а реформы обосновывал ссылкой на древнее конфуцианское учение. Вместе с тем немалое влияние оказали на Ван Ань-ши и легистские идеи создания сильного централизованного государства. Целью своих реформ Ван Ань-ши провозгласил заботу о народе, защиту его от гнета ростовщиков и крупных землевладельцев. Важнейшей его реформой было предоставление крестьянам денежной ссуды под залог будущего урожая, что, несомненно, ущемляло интересы ростовщиков. Изменялся прежний порядок выполнения трудовых повинностей: они были заменены денежным налогом, который должны были выплачивать и представители господствующего класса, прежде освобожденные от повинностей. Проводилось урегулирование взимания поземельного налога. Были обмерены и обложены налогом земли, утаенные от казны крупными частными земельными собственниками. К нововведениям в области торговли относилось выделение мелким торговцам, как и крестьянам, денежных ссуд, чтобы они смогли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране должна была вестись под контролем государства через специально созданные казенные управления. Трудовая повинность ремесленников была заменена денежным взносом.

Хотя интересы ростовщиков, крупных торговцев, крупных земельных собственников были ущемлены, народные массы не выиграли от этого, так как реформы, проводившиеся при усилении принципа круговой поруки, усилили фискальный контроль государства не столько над крупными землевладельцами, торговцами и ростовщиками, сколько над крестьянами и низшими слоями торгово-ремесленного населения. Определяющим в реформах было стремление пополнить доходы казны за счет бесперебойного притока налоговых поступлений от земледелия и средств, полученных от казенной торговли и ремесла в результате ущемления частной торговли и частного предпринимательства. В этом и состояла главная причина поражения реформаторов: у них оказалось слишком много противников как среди тех, кто возражал против обогащения государства за счет ростовщиков, крупных землевладельцев и крупных торговцев, так и среди широких слоев города и деревни.
Противников реформ Ван Ань-ши возглавили историк Сыма Гуан, поэт Су Ши (Су Дун-по), которые не выступали, однако, против реформ вообще. В условиях средневекового деспотического государства политическая борьба, развернувшаяся вокруг реформ, внешне выглядела как столкновение группировок того или иного вождя. В ходе ее широко использовались традиционные формы политической полемики, рожденные конфуцианским учением. В 1077 г. Ван Ань-ши в обстановке глубоких разногласий в реформаторской группировке был вынужден уйти в отставку, но проведение реформ продолжалось еще несколько десятилетий.