История Китая ЦЗОУ ЖУН
Близким другом и единомышленником Чжан Бин-линя был уже известный читателю по делу «Субао» Цзоу Жун. Он состоял членом Союза студентов-патриотов, созданного Чжан Бин-линем и Цай Юань-пэем. Пламенный патриот, Цзоу Жун был автором получившей огромную популярность брошюры «Армия революции», вышедшей в 1903 г.
В своем произведении Цзоу Жун беспощадно разоблачал злодеяния маньчжурского феодального господства в Китае за 260 лет. При этом автор подчеркивал, что рабское положение китайского народа есть результат не только чужеземного господства, но и феодального общественно-политического строя, существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жун противопоставлял идеалистически им толкуемую буржуазную демократию — государственные системы США, Франции и других стран. Автор восхищался «Общественным договором» Ж. Ж. Руссо и «Духом законов» Ш. Монтескье, в которых провозглашены принципы свободы, равенства и братства, и доказывал, что добиться национального возрождения, возвратить народу отнятые у него священные права можно только путем насильственного свержения господства маньчжурских феодалов. Цзоу Жун воспевал революцию как величайшую справедливость, неизбежно вытекающую из законов общественного развития. Он верил, что революция приведет к социализму и культурному прогрессу человечества, и утверждал, что в ней единственное спасение Китая от гибели.
Выдвинув положения о том, что революция есть священное дело всего народа, а не частное занятие нескольких лиц, что к выполнению революционного долга должен быть готов каждый гражданин, только революция создаст условия для просвещения и идеологического воспитания молодежи, Цзоу Жун сформулировал лозунг «цивилизованной революции» (вэньмин гэмин). Тем самым подчеркивались созидательные задачи революции. В духе этого лозунга Цзоу Жун выработал проект политической программы будущей буржуазно-демократической республики: создание независимого, свободного, демократического государства без каких бы то ни было привилегий для иностранцев; ликвидация феодально-абсолютистского монархического строя; установление республиканской системы правления по американскому образцу с демократической конституцией, гарантирующей полное равенство всех граждан перед законом, равенство мужчин и женщин, свободу слова, печати, собраний и ассоциаций. Со своей стороны граждане должны нести обязанности перед государством: служить в армии, выплачивать налоги. Новое государство Цзоу Жун предлагал назвать Китайской республикой.
Разумеется, взгляды Цзоу Жуна были непоследовательны и ограниченны. Выступая против деспотии маньчжурских феодалов, он не понимал, что для их свержения необходимо вести борьбу с империалистами, поддерживающими цинскую монархию, и соответственно недооценивал значение революционной войны ихэтуаней. В программе будущей республики Цзоу Жун не выдвинул требований, отвечающих интересам основной массы китайского народа — крестьянства. И все же брошюру пронизывал пламенный дух страстного революционера. По свидетельству Сунь Ят-сена, эмигранты горячо приветствовали появление в свет «Армии революции», сыгравшей большую роль в революционном движении. «Этот период, — писал Сунь Ят-сен,— я считаю началом широкого развития китайского революционного движения».