Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

ЛЯН ЦИ-ЧАО

В начале XX в. Кан Ю-вэй постепенно утрачивал авторитет среди реформаторов, и в противовес ему все больше выдвигалась фигура Лян Ци-чао.

Лян Ци-чао (1873—1929)—уроженец провинции Гуандун, из семьи мелких помещиков. С восьми лет начал учиться в школе старого образца в Гуанчжоу, где штудировал древние канонические тексты. Исключительно способный юноша, он в семнадцатилетнем возрасте, сдав государственный экзамен, получил ученую степень цзюйжэня. С 1890 г. стал учеником Кан Ю-вэя, познакомился с историей эпох Чжоу и Цинь, буддийскими учениями и «западными науками». Вольномыслие и прогрессивные взгляды Кан Ю-вэя оказали огромное влияние на Лян Ци-чао. В 1894 г. он вместе с Кан Ю-вэем приехал в Пекин, чтобы держать экзамен на соискание ученой степени цзиныии. То был тревожный год китайско-японской войны. Лян Ци-чао уже тогда общался с молодежью, исполненной патриотических чувств. К этому времени относится его знакомство с Тань Сы-туном, Янь Шэнь-сю и другими активными деятелями реформистского движения.

ЛЯН ЦИ-ЧАОЛян Ци-чао принимал участие в подготовке текста «коллективной петиции» императору Цзай-тяню от имени 1200 ученых, обладающих ученой степенью цзюйжэнь. Вместе с Кан Ю-вэем он участвовал в создании Ассоциации усиления государства и некоторое время занимал должность секретаря ассоциации. В августе 1896 г. Лян Ци-чао, Хуан Цзун-сянь и другие основали в Шанхае журнал «Шиубао» («Современные задачи»). Редактором журнала был Лян Ци-чао, который выступал на его страницах со статьями. В первом же номере от 9 августа 1896 г. наряду с редакционной статьей «О пользе газет для проведения государственной политики» Лян Ци-чао опубликовал предисловие к своей книге «Общие рассуждения о реформах», в последующих номерах был опубликован полный текст книги, пользовавшейся большой популярностью.. К этому времени Ляп Ци-чао стал одним из признанных лидеров реформаторов.

Лян Ци-чао неоднократно подавал петиции императору, предлагая различные планы реформ. После аудиенции у императора ему было пожаловано звание чиновника шестого ранга и поручено руководить делом просвещения и культуры.

После поражения «ста дней реформ» Лян Ци-чао вынужден был тайно перебраться в Японию.

Кратко остановимся на его общественных взглядах до-1900 г.

В 1897 г. Лян Ци-чао написал работу «Общие рассуждения о реформах», пользовавшуюся большой популярностью среди патриотической молодежи. В предисловии к этой работе, опубликованном в первом номере журнала «Шиубао», автор писал: «Почему необходимо осуществить реформы государственных установлений? Потому что во всей вселенной нет ничего, что бы не изменялось. Смена дня ночью и ночи днем образует сутки, смена зимы летом и лета зимой образует год. Когда земля только возникли, она представляла собой раскаленную массу, но затем жар постепенно остыл, поверхность покрылась льдом, и в результате множества дальнейших преобразований появился земной шар... Совершавшиеся ежедневно многочисленные изменения привели к появлению человека.

Если бы изменений не происходило, вселенная и человеческий род сразу бы погибли. «Поэтому, — заключает Лян Ци-чао,— необходимость перемен есть всеобщий закон как и прошлого, так и настоящего... Этот всеобщий закон является естественным законом, он несоздан человеком». Реформы, по мнению Лян Ци-чао, есть историческая необходимость, без периодического обновления не может развиваться общество. Как нельзя один раз навсегда насытиться, так и нельзя, «один раз потрудившись, век не знать забот». В любом установлении через определенный период появляются недостатки, становится необходимым произвести изменения.

Таковы выдвинутые Лян Ци-чао теоретические предпосылки закономерности политических реформ в стране.

В условиях национального кризиса, после поражения в войне с Японией, Китай не мог существовать по-старому. Предстояли неизбежные перемены. Это стало ясно всем. Но какие следует провести реформы и каким путем — об этом шли горячие споры. Лян Ци-чао считал, что есть два пути: первый — реформы по инициативе самих китайцев, это путь к могуществу страны; второй — реформы по инициативе иностранцев, это путь превращения Китая в колонию.

«Между различными государствами на земном шаре установились контакты, которые постоянно ширятся, достигая с каждым днем все новых успехов. Таков неизбежный ход событий, и никто не в состоянии остановить его. Хотите ли вы реформ или нет, они все равно неизбежны. Те, кто поддерживает идею о необходимости реформ, получат право осуществлять их сами, обеспечивая сохранение своей страны, своей национальности и своей идеологии. Те же, кто не поддерживает эту идею, передают право на проведение реформ иностранцам и попадают к ним в кабалу». Результатом изменений по чужой инициативе окажутся либо потеря независимости, как было в Индии и Польше, либо раздел Китая державами, либо революции и крестьянские войны, которые Лян Ци-чао по примеру своего учителя Кан Ю-вэя не называл иначе как смутами. Ни того ни другого он не хотел.

Критикуя непоследовательность бюрократических планов реформ, выдвигавшихся Ли Хун-чжаном и другими высшими чиновниками, Ляп Ци-чао подчеркивал, что без образованных офицеров и солдат Китай не может создать сильной армии, без инженеров,  техников  не может  разработать  полезные ископаемые и строить железные дороги и пароходы. Для всего» этого приходится прибегать к помощи иностранцев. «Однако,— писал Лян Ци-чао,— мне не приходилось слышать от европейцев ни одного слова относительно необходимости изменения системы экзаменов, открытия учебных заведений, реформы чиновничьего аппарата, развития промышленности, открытия машиностроительных заводов, поощрения сельского хозяйства, оживления торговли».

 

 

 



Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу: