История Китая ЛЯН ЦИ-ЧАО
В начале XX в. Кан Ю-вэй постепенно утрачивал авторитет среди реформаторов, и в противовес ему все больше выдвигалась фигура Лян Ци-чао.
Лян Ци-чао (1873—1929)—уроженец провинции Гуандун, из семьи мелких помещиков. С восьми лет начал учиться в школе старого образца в Гуанчжоу, где штудировал древние канонические тексты. Исключительно способный юноша, он в семнадцатилетнем возрасте, сдав государственный экзамен, получил ученую степень цзюйжэня. С 1890 г. стал учеником Кан Ю-вэя, познакомился с историей эпох Чжоу и Цинь, буддийскими учениями и «западными науками». Вольномыслие и прогрессивные взгляды Кан Ю-вэя оказали огромное влияние на Лян Ци-чао. В 1894 г. он вместе с Кан Ю-вэем приехал в Пекин, чтобы держать экзамен на соискание ученой степени цзиныии. То был тревожный год китайско-японской войны. Лян Ци-чао уже тогда общался с молодежью, исполненной патриотических чувств. К этому времени относится его знакомство с Тань Сы-туном, Янь Шэнь-сю и другими активными деятелями реформистского движения.
Лян Ци-чао принимал участие в подготовке текста «коллективной петиции» императору Цзай-тяню от имени 1200 ученых, обладающих ученой степенью цзюйжэнь. Вместе с Кан Ю-вэем он участвовал в создании Ассоциации усиления государства и некоторое время занимал должность секретаря ассоциации. В августе 1896 г. Лян Ци-чао, Хуан Цзун-сянь и другие основали в Шанхае журнал «Шиубао» («Современные задачи»). Редактором журнала был Лян Ци-чао, который выступал на его страницах со статьями. В первом же номере от 9 августа 1896 г. наряду с редакционной статьей «О пользе газет для проведения государственной политики» Лян Ци-чао опубликовал предисловие к своей книге «Общие рассуждения о реформах», в последующих номерах был опубликован полный текст книги, пользовавшейся большой популярностью.. К этому времени Ляп Ци-чао стал одним из признанных лидеров реформаторов.
Лян Ци-чао неоднократно подавал петиции императору, предлагая различные планы реформ. После аудиенции у императора ему было пожаловано звание чиновника шестого ранга и поручено руководить делом просвещения и культуры.
После поражения «ста дней реформ» Лян Ци-чао вынужден был тайно перебраться в Японию.
Кратко остановимся на его общественных взглядах до-1900 г.
В 1897 г. Лян Ци-чао написал работу «Общие рассуждения о реформах», пользовавшуюся большой популярностью среди патриотической молодежи. В предисловии к этой работе, опубликованном в первом номере журнала «Шиубао», автор писал: «Почему необходимо осуществить реформы государственных установлений? Потому что во всей вселенной нет ничего, что бы не изменялось. Смена дня ночью и ночи днем образует сутки, смена зимы летом и лета зимой образует год. Когда земля только возникли, она представляла собой раскаленную массу, но затем жар постепенно остыл, поверхность покрылась льдом, и в результате множества дальнейших преобразований появился земной шар... Совершавшиеся ежедневно многочисленные изменения привели к появлению человека.
Если бы изменений не происходило, вселенная и человеческий род сразу бы погибли. «Поэтому, — заключает Лян Ци-чао,— необходимость перемен есть всеобщий закон как и прошлого, так и настоящего... Этот всеобщий закон является естественным законом, он несоздан человеком». Реформы, по мнению Лян Ци-чао, есть историческая необходимость, без периодического обновления не может развиваться общество. Как нельзя один раз навсегда насытиться, так и нельзя, «один раз потрудившись, век не знать забот». В любом установлении через определенный период появляются недостатки, становится необходимым произвести изменения.
Таковы выдвинутые Лян Ци-чао теоретические предпосылки закономерности политических реформ в стране.
В условиях национального кризиса, после поражения в войне с Японией, Китай не мог существовать по-старому. Предстояли неизбежные перемены. Это стало ясно всем. Но какие следует провести реформы и каким путем — об этом шли горячие споры. Лян Ци-чао считал, что есть два пути: первый — реформы по инициативе самих китайцев, это путь к могуществу страны; второй — реформы по инициативе иностранцев, это путь превращения Китая в колонию.
«Между различными государствами на земном шаре установились контакты, которые постоянно ширятся, достигая с каждым днем все новых успехов. Таков неизбежный ход событий, и никто не в состоянии остановить его. Хотите ли вы реформ или нет, они все равно неизбежны. Те, кто поддерживает идею о необходимости реформ, получат право осуществлять их сами, обеспечивая сохранение своей страны, своей национальности и своей идеологии. Те же, кто не поддерживает эту идею, передают право на проведение реформ иностранцам и попадают к ним в кабалу». Результатом изменений по чужой инициативе окажутся либо потеря независимости, как было в Индии и Польше, либо раздел Китая державами, либо революции и крестьянские войны, которые Лян Ци-чао по примеру своего учителя Кан Ю-вэя не называл иначе как смутами. Ни того ни другого он не хотел.
Критикуя непоследовательность бюрократических планов реформ, выдвигавшихся Ли Хун-чжаном и другими высшими чиновниками, Ляп Ци-чао подчеркивал, что без образованных офицеров и солдат Китай не может создать сильной армии, без инженеров, техников не может разработать полезные ископаемые и строить железные дороги и пароходы. Для всего» этого приходится прибегать к помощи иностранцев. «Однако,— писал Лян Ци-чао,— мне не приходилось слышать от европейцев ни одного слова относительно необходимости изменения системы экзаменов, открытия учебных заведений, реформы чиновничьего аппарата, развития промышленности, открытия машиностроительных заводов, поощрения сельского хозяйства, оживления торговли».