История Китая СУН ЦЗЯО-ЖЭНЬ
Политические идеи Сун Цзяо-жэня, равно как и Хуан Сина и некоторых других лидеров Объединенной лиги, претерпели во время революции немалые изменения. После победы восстания в Учане Сун Цзяо-жэнь вместе с Цзюй Чжэном и Тан Хуа-луном планировал создание временного правительства в этом городе и составил проект временной конституции. Однако среди участников недавнего восстания возникли разногласия: некоторые настаивали на создании центра в Шанхае. Развитие событий само по себе разрешило этот вопрос: в связи с занятием Ханьяна войсками маньчжурского правительства Учан оказался в опасности. Было решено избрать столицей республики Нанкин, бывший столицей Китая еще в XIV в. Сун Цзяо-жэнь, Хуан Син, Чэнь Инь-ши при поддержке других деятелей Объединенной лиги добились избрания Сунь Ят-сена временным президентом. Тогда же возникла дискуссия о структуре будущих государственных органов. Сун Цзяо-жэнь предлагал создать ответственный перед парламентом кабинет, Сунь Ят-сен и Ху Хань-минь стояли за президентское правление.
Обосновывая свое предложение, Сун Цзяо-жэнь в речи на собрании гоминьдана в 1913 г. говорил: «Мы за создание кабинета министров потому, что хотим утвердить парламентское правление. Кабинет легко менять в случае его неудовлетворительной работы, президента же отстранить не так легко, его отстранение обычно создает политическую неустойчивость в государстве».
Сунь Ят-сен готов был в конце концов согласиться с точкой зрения Сун Цзяо-жэня, но на предложение занять пост премьер-министра и Хуан Син и Сун Цзяо-жэнь ответили отказом. В связи с этим на конференции представителей различных провинций в Ухане было введено президентское правление и создано Временное правительство во главе с президентом.
Сун Цзяо-жэнь идеализировал значение партийного кабинета. Он писал: «Создать хорошее правительство и проводить хорошую политику невозможно без партийного кабинета». Однако отношения между различными партиями, как и программы самих партий, претерпели изменения после образования республики. До Синьхайской революции в Китае существовали две буржуазные партии — революционная и либеральная. Они стояли на различных политических позициях: одна за, другая против маньчжурской династии; одна за монархию, другая за республику. После победы Чжан Бин-линь, Чжан Цзянь и другие объединились в одной партии и повели наступление против Объединенной лиги. Вместо решительного отпора им Сун Цзяо-жэнь пошел на компромисс, заявив: «По-250 ведем за собой умеренных из Объединенной лиги, создадим самостоятельную партию с другим названием и отколемся от лиги».
13 августа 1912 г. Сун Цзяо-жэнь (заместитель председателя правления Объединенной лиги) с согласия Сунь Ят-сенаг объявил о реорганизации лиги в Национальную партию (гоминьдан). Первая задача новой партии, по утверждению Сун Цзяо-жэня, состояла в том, чтобы подготовить и провести избирательную кампанию, обеспечить себе большинство голосов на парламентских выборах и возглавить «ответственный кабинет». По инициативе резко «поправевшего» в тот период Сун Цзяо-жэня были выброшены из программы партии почти все прогрессивные требования, вплоть до лозунга равноправия женщин. Сун Цзяо-жэнь заменил антифеодальный, по существу, пункт программы «уравнение прав на землю» расплывчатой формулой «внимание народному благосостоянию», а лозунг «равноправие в международных отношениях» — лозунгом «поддержание международного мира». На этом историческом этапе он призывал к сотрудничеству между «верхами» и «низами», между правящими и оппозиционными партиями, проповедовал теорию примирения старого с новым.
Состав партии Сунь Ят-сена, называвшейся теперь гоминьдан, также резко изменился. В ее рядах очутилось немало случайных людей, авантюристов, бывших чиновников, которые вскоре перебежали в лагерь конституционных монархистов или северных милитаристов. Как только буржуазные, помещичьи и милитаристские элементы очутились у власти, они объявили об «окончании революции» и попытались «ограничить» движение народных масс. Непоследовательную позицию занимал и Сун Цзяо-жэнь, который также считал, что революция завершена. Он говорил: «Раньше был период разрушения старого, теперь наступил период строительства нового, раньше мы вели борьбу против врагов железом и кровью, теперь мы ведем борьбу с враждебными партиями силой политического убеждения».