История Китая Перспективы урегулирования: международное право, декларации и практика Пекина
Существующие ныне в районе омывающих Китай морей спорные проблемы будут рано или поздно урегулированы, ибо никакой международный спор не может тянуться до бесконечности. Тем более, что все страны этого района, включая и Китай, объективно заинтересованы в скорейшем решении существующих здесь спорных проблем, с тем чтобы создать обстановку, способствующую проведению работ по освоению ресурсов Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей. Что же должно лежать в основе такого урегулирования и каков в принципе подход китайского правительства к вопросу урегулирования существующих споров?
Что касается общих положений урегулирования, то совершенно очевидно, что они должны находиться в полном соответствии с теорией и практикой международного права. Одним из основных принципов современного международного права является принцип ненападения и тесно связанный с ним принцип мирного решения международных споров. Если принцип ненападения обязывает государства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в своих международных отношениях и для урегулирования споров между ними, то принцип мирного разрешения международных споров возлагает на государство обязанность добиваться мирного урегулирования возникших разногласий с помощью любых мирных средств и способов.
Только они — мирные средства — являются единственно законной формой урегулирования разногласий и конфликтов.
Это положение зафиксировано в п. 3 ст. 2 Устава ООН, где сказано: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Признание Уставом ООН принципа мирного разрешения международных споров является не только подтверждением его; оно показывает, что в современном международном праве этот принцип является общепризнанным.
Мирное разрешение международных споров является обязательным условием практического претворения в жизнь политики мирного сосуществования государств. Об огромном значении, которое имеет принцип мирного разрешения международных споров, свидетельствует тот факт, что далее после принятия Устава ООН он продолжает фиксироваться в документах различных международных организаций, конференций и совещаний.
Так, необходимость соблюдения принципа мирного разрешения международных споров зафиксирована в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, Лиги арабских стран, он занимает важное место в Заключительном документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году и в Декларации Конференции стран Азии и Африки, состоявшейся в Бандунге в 1955 году. Этот последний документ, в частности, указывает на необходимость урегулирования «всех международных споров мирными средствами — такими, как переговоры, примирение, арбитраж или юридическое урегулирование, так же как и другими мирными средствами по выбору сторон, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».
Особо серьезную угрозу международному миру и безопасности представляют собой погранично-территориальные споры. История международных отношений последнего столетия достаточно ярко свидетельствует, что большая часть военных столкновений и конфликтов на границах государств имеет в своей основе именно территориальные споры или территориальные претензии. Поэтому особенно важно добиваться их мирного урегулирования.