Реки Китая
Инженер Ли И изобрел машину для землечерпательных работ и разрыхления грунта. Она представляла собой железные зубцы, насаженные на деревянную раму, которая перемещалась вниз по течению реки. В Китае такие приспособления стали применяться не позднее XIII в.
Даже в последние годы императорской власти китайский народ, используя опыт прошлого, поражал европейских социалистов своими успехами в борьбе с наводнениями. В 1887 г., прорвав береговые дамбы, река Хуанхэ затопила сотни городов и деревень. Полтора года спустя китайцы заставили ее вернуться в старое русло, исправив старые и возведя новые защитные валы. Дамба, построенная китайцами в мосте прорыва, имела в длину 2200 м. Ширина ее доходила до 120 м. Строителям не смогли помешать ни быстрое точение, ни большая глубина реки, которая достигала тут 30 м. Через некоторое время в этом месте побывали голландские инженеры. Голландцы, как и китайцы, издавна вынуждены бороться с наводнениями — только не речными, а морскими. Поэтому отзыв их особенно показателен. Отзыв голландцев гласил, что увенчавшиеся успехом китайские работы вызвали их восхищение в высшей степени.
Это восхищение было вполне оправданным. Строители каналов и дамб в Европе и Америке только в XIX в. пришли к некоторым выводам, которые были сделаны в Китае тысячелетия назад. Эти выводы изложены в книге под названием «Чжоули», которая была написана в II или I вв. до и. э. Как видно из книги «Чжоули», китайцы уже тогда научились прокладывать каналы, используя силу водного потока, строить дамбы, используя отложения ила в воде.
Такой способ сооружения земляных плотин по сути дела но отличается от строительства их путем намыва. Между тем, изобретение этого способа до недавнего времени незаслуженно приписывалось американцам.
В книге «Мэнцзы», написанной в IV в. до н. э., рассказано про древнего героя — Великого Юя. По преданию, Великий Юй жил еще в III тысячелетии до нашей эры и руководил работами по борьбе с наводнениями, по осушению и орошению земель. «Регулировать реку по способу Юя, — говорится в этой книге, — значило использовать реку в соответствии с ее особенностями; при этом создавалось впечатление, будто Юй вовсе не работал над реками, а лишь предоставлял возможность правильно развиваться собственным силам самого потока».
Посмотрим, как обошелся Великий Юй с капризной рекой Хуанхэ. Юй знал, что в верхнем течении река размывает почву на обработанных полях, а в нижнем течении — осаждает ее. От этого русло реки в нижнем течении постепенно повышается, и это усиливает разливы рек в половодье.
Поэтому Юй построил вдоль берегов реки защитные дамбы, а на среднем участке устроил сеть каналов. Во время паводков эти каналы отводили часть воды (а с нею и часть наносов) от основного русла реки. Одновременно они служили для орошения нолей и были источником плодородного ила.
Мы не знаем, жил ли действительно на свете Великий Юй, которому приписывают такие подвиги. Но мы знаем, что выводы, изложенные в древней китайской книге «Мэнцзы» во многом соответствуют выводам современной науки. В середине XIX в. группа русских инженеров доказала не только на практике, но и в теории, что во многих случаях действительно полезно предоставлять водный поток собственным силам. Пусть он сам создает себе русло. При этом нужно только управлять его работой.
Насколько хорошо изучили древние китайцы законы движения воды в открытых руслах, показывает один из участков Великого канала. В конце XVII в. на месте пересечения Хуанхэ с этим каналом была устроена крутая излучина. Эта излучина удивляла многих европейских путешественников. Им казалось, что такая излучина совершенно не нужна, что следует, наоборот, спрямить русло канала, чтобы сократить путь, который должны проходить суда. Случается, однако, что длинный путь оказывается короче короткого. Так и тут. Благодаря излучине, уклон русла и скорость течения воды уменьшились настолько, что суда получили возможность свободно опускаться и подниматься по каналу.