История Китая Репрессии против «других главных членов группировки Линь Бяо»
Съезд одобрил репрессии против «других главных членов группировки Линь Бяо», многие из которых входили в состав Политбюро и ЦК КПК.
Падение Линь Бяо и Чэнь Бода говорило о том, что в Китае после IX съезда КПК снова накапливалось большое количество взрывчатого материала, угрожавшего маоистскому режиму. И Мао вновь прибегнул к излюбленному маневру: пожертвовал своими ближайшими приспешниками для того, чтобы отвлечь внимание масс от подлинных причин их тяжелого положения и ослабить давление народного недовольства.
Неустойчивость политической ситуации в КНР подтверждали и другие факты. Так, уже в начале доклада Чжоу Эньлай привел высказывание Мао Цзэдуна, сделанное им на IX съезде КПК. о том, что. «возможно, через несколько лет нужно будет еще раз провести революцию». И отчетный доклад Чжоу, и доклад Ван Хунвэня об изменениях в уставе партии, и «Информационное коммюнике» съезда пронизывала установка Мао Цзэдуна относительно постоянного характера «классовой борьбы в условиях диктатуры пролетариата». В них подчеркивалось, что «борьба двух линий внутри партии. . . будет существовать еще длительное время.
Она будет возникать 10, 20, 30 раз».
Повторение через каждые 7—8 лет «полного беспорядка в Поднебесной», ведущего к «всеобщему порядку», было объявлено на съезде «объективным законом», открытым Мао Цзэдуном .
X съезд зафиксировал возросшую враждебность Пекина к социалистическому содружеству, мировому коммунистическому движению. Советскому Союзу. В отчетном докладе была полностью отброшена прежняя маскировка подрывной антисоциалистической деятельности маоистов утверждениями о расхождениях со странами социалистического содружества по идеологическим вопросам.
В нем прямо выдвигалась задача «объединяться в широчайший единый фронт па борьбу. . . особенно против гегемонизма двух сверхдержав — США и Советского Союза»; при этом выдуманный маонстами «социал-империализм» изображался более агрессивным и опасным, чем реально существующий империализм. Съезд объявил разрядку явлением «временным и поверхностным», а усиление международной напряженности — «абсолютным и длительным». Мао Цзэдун и его последователи вновь выступили за «колоссальные потрясения», которые, разумеется, включали и мировую войну, называя их «делом хорошим, а не плохим», поскольку они «будят и закаляют народ».