История Китая Смычка КНР с империалистическими кругами
Съезд выдвинул теоретическое обоснование смычки КНР с империалистическими кругами: Чжоу Эньлай сформулировал тезис о том, что компромисс «революционной страны», то есть Китая, с империалистами необходим и принципиально отличается от политики мирного сосуществования, проводимой СССР и другими социалистическими государствами . В целом антимарксистский, аптиленинский политический курс группы Мао Цзэдуна на мировой арене стал еще более опасным, еще более остро противоречащим интересам социалистических стран, коммунистического и национально-освободительного движений, обшей тенденции к разрядке международной напряженности.
Что касается места самой Коммунистической партии Китая в обществе, то съезд не внес в этот вопрос существенных позитивных изменений. Было объявлено, что в КПК насчитывается 28 млн. членов. В уставе упоминалось об обязанности государственных органов, армии и ополчения, профсоюзов, союзов крестьян-бедняков и низших середняков, федерации женщин, комсомольских и хунвэйбиновских организаций подчиняться «единому руководству партии». Но это был не более чем лозунг, выдвинутый в связи с поисками «приводных ремней» для военно-бюрократической диктатуры. Роль КПК как руководящей силы китайского общества ничем не обеспечивалась.
Больше того, в новый устав партии не вошло положение о том, что КПК является «руководящим ядром китайского народа», содержавшееся в уставе, принятом на IX съезде. В остальном новый устав мало чем отличался от прежнего. Сократился его объем, еще сильнее было выпячено значение «культурной революции» и ее победы, подчеркнута необходимость борьбы против «ревизионизма», то есть любых отклонений от маоизма, важность воспитания «продолжателей дела пролетарской революции» — правоверных и фанатичных маоистов.
Совершая реакционный переворот, группа Мао Цзэдуна опиралась на так называемые «массовые революционные организации» — главным образом отряды хун-вэйбинов и цзаофаней. Но, будучи воплощением мелкобуржуазной контрреволюционности, эти организации не могли длительное время служить более или менее прочной базой для маоизма, ибо они несли в себе все черты мелкой буржуазии — ее неустойчивость, непрестанныешатания, органическое неприятие любого контроля и дисциплины, врожденный анархизм и неукротимое стремление палить из всех пушек но всем воробьям.