Как и многие стили ушу, боевой стиль Багуацюа́нь имеет несколько названий, близких по смыслу. Известны названия Багуачжа́н, что переводится как «Ладони восьми триграмм» или Багуацюа́нь, в переводе «Кулак восьми триграмм». Мастера стиля также используют сокращенное название – Багуа. Основу стиля составляют разнообразные движения ладонями, которые боец «Кулак восьми триграмм» совершает, передвигаясь по кругу.
Основателем стиля считается Дун Хайчуань из китайской провинции Хэбэй. существует две версии возникновения стиля. Согласно одной из них стиль был создан мастером Дун Хайчуань, основываясь на приемах местных стилей ушу. Другая легенда гласит, что стилю Багуацюа́нь мастер Дун Хайчуань обучался у живущего возле горы Цзюхуа даосского наставника Би Чэнся.
Основной отличительной чертой стиля Багуацюа́нь является что, что мастер «Кулака восьми триграмм» применяет боевые приемы, постоянно совершая круговые перемещения. Кажется, что связанные между собой движения переходят одно в другое. Поэтому не удивительно, что базовый метод тренировок предусматривает отработку боевой техники, передвигаясь по кругу.
В то же время, параллельно действуют школы Багуацюа́нь, где «хождения по кругу» есть самостоятельным, независимым упражнением, в то время как приемы боевой техники отрабатываются на прямолинейных дорожках. В этом нет ничего удивительного. Дифференцированный подход к каждому ученику, применяемый мастером Дун, внес некоторые изменения в ортодоксальный стиль, породив несколько вариантов стиля.
Самыми известными учениками мастера Дун Хайчуаня были Инь Фу, Ши Цзидун и Чэн Тинхуа. у каждого из них были свои варианты стиля. Первый из учеников, Инь Фу изучавший Багуацюа́нь более 10 лет, был известен еще тем, что обучал боевому искусству охранников вдовствующей императрицы Цыси. направление предлагаемое Инь Фунем предполагало использовать форму ладони, которую называли «ладонь — язык коровы». Основная тактика боя предполагала удары, наносимые с дальней дистанции, и «круговой шаг» использовался в основном, чтобы уйти с линии атаки и выйти на противника с неожиданного угла.
Ши Цзидун, другой ученик Дун Хайчуаня стал приемным сыном учителя. Направление стиля Багуацюа́нь которое распространял Ши Цзидун до сих пор продолжает практиковаться в Пекине, хотя и не получило там широкой известности. Более широко направление Ши Цзидун распространилось в провинции Цзянсу, на территории которой жил ученик мастера Ши - Ян Жунбэнь, ставший впоследствии буддистским монахом, ушёл странствовать, обучив лишь нескольких учеников.
Огромное содействие распространению «Кулака восьми триграмм» оказал еще один ученик Дун Хайчуаня - Чэн Тинхуа, обучавшийся мастерству у Дуна более пяти лет. Чэн еще до прихода к Дун Хайчуаню был чемпионом по борьбе среди бойцов своего уезда, что оказало влияние на его боевую технику. Основная форма ладони, используемая им в этом направлении Багуацюа́нь, известна как «ладонь — когти дракона» и позволяла легче захватывать противника, основной тактикой была попытка выйти за спину противника с широким использованием бросков, сочетавшихся с ударами.
Остальные ученики Дун Хайчуаня пришедшие к нему, проучились у мастера Дун недолго, так как учитель находился уже в преклонном возрасте, а после его смерти оставшиеся ученики продолжали обучаться у Чэн Тинхуа. Некоторые из них обучались, следуя указаниям от Инь Фу, неохотно делившегося своими знаниями в отличие от общительного и открытого Чэн Тинхуа.
И все же, наличие разных вариантов никоим образом не изменили систему тренировок Багуацюа́нь, оставшуюся единой для всех направлений. На протяжении первых нескольких лет ученики тренируются «хождению по кругу» чтобы выработать навыки, позволяющие постоянно уходить с прямой линии и привыкнуть контролировать свой центр тяжести.
На следующем этапе они обучались комплексу «Динши бачжан», или «Восемь ладоней определенных форм», в котором прорабатывали восемь разных положений ладоней. После этого ученики обучались комплексу «Бяньши бачжан», что означает «Восемь ладоней изменяемых форм»под названием «Лаобачжан», то есть «Старые восемь ладоней» или «Бадачжан», что означает «Восемь больших ладоней». И только овладев этими техниками, ученик допускался к изучению более высоких комплексов, таких как «24 формы» и «8 форм - 8 образов», или «Тайные ноги» и т.д., мог обучаться технике работы в паре, владению оружием и специальной технике перемещений.
Интересно было наблюдать за выполнением упражнения под названием «облет девяти дворцов». Смысл его заключается в том, что ученик должен непрерывно, в определенном порядке обходить 9 двухметровых шестов воткнутых в землю в форме квадрата 3 х 3. Таким образом, ученик приобретал умение проводить бой в толпе. Каждое упражнения имело несколько уровней сложности.
К примеру, сначала по кругу ходят на почти прямых ногах, затем постепенно опускают тело, и в итоге перемещаются с параллельными земле бедрами. Или «девять дворцов» поначалу просто обходят, затем по мере повышения уровня сложности, с каждым столбом во время их обхода устраивается что-то похожее на «бой с тенью», и т.п. Одновременно обучаемый уделяет внимание укреплению ударных поверхностей, приобретая «железную ладонь» и противоударной закалке тела – упражнение для развития «железной рубашки».
Багуацюа́нь, или «Кулак восьми триграмм» никогда не считался армейским боевым искусством, всегда его воспринимали как боевое искусство индивидуального боя. Поэтому довольно специфическую форму и специфическое применение в «Кулаке восьми триграмм» имеют даже стандартные виды оружия. Например, широко используемый в Багуацюа́нь меч примерно раза в полтора длиннее обычного, на тренировках с шестом и копьем прорабатывается «короткое использование длинного оружия».
Кроме копья обычного используются ещё и так называемые «двухголовые змеиные копья», с наконечниками на обоих концах.
Любимым оружием мастера Дун Хайчуаня было «острие петушиной лапы», довольно редкое парное оружие, имеющее очень сложную форму.
Многие популярные издания, в то же время утверждали, что боевым оружием мастера Дун Хайчуаня были, так называемые «секиры уток-мандаринок». Как правило, используемое в паре боевое оружие, выполнено в форме перекрещенных полумесяцев, у которых только части, за которые их держат, не затачиваются.