Ушу уверенно набирает популярность, но многообразие различных стилей этого единоборства не перестает вызывать почтение и удивление. Ведь видов ушу действительно очень много, и у каждого своя история, свои легенды, свои мастера. И, конечно же, свои характерные особенности. Про каждый из них можно говорить часами, но мы начнем с малого - с обзоров. А на повестке дня у нас сегодня красивое и загадочное слово "синъицюань".
С китайского "синъицюань"(Син-и, синъи) переводится как "кулак формы и намерения". Хотя раньше это название также переводили как "кулак движения и намерения". Т.е. для этого стиля ушу важна как форма движения, так и его волевая наполненность, поэтому перевод "кулак оформленной воли" тоже встречается, пусть и немного реже.
Есть несколько версий формирования данного стиля. Одна из легенд говорит о том, что синъицюань произошел благодаря Бодхихарме(первый патриарх Шаолиня). Но похожие истории ходят и про множество других стилей, радикально отличающихся друг от друга. И ни одна из них не имеет весомых доказательств, и поэтому больше похожа на выдумку, чем на реальный факт.
Другие источники утверждают, что создателем данного стиля является Чжань Саньфэну (святой даос). Но и ему в этом плане везет не первый раз. Т.к. ему также нередко приписывают подобное авторство. Причем, опять же, в стилях, которые кардинально отличаются во многих аспектах.
На данный момент большинство людей, изучающих историю ушу, все таки сошлись во мнении о том, что синъицюань в XVII веке был образован Цзи Лунфэн из провинции Шаньси. Легенда гласит, что Цзи Цзикэ, которого прозвали Лун Фэн, был однажды в горах Чжуннань и там от мастера, так и оставшегося неизвестным, получил книгу Юэ Фэя. Хотя некоторые считают, что Цзи Лунфэн создал новый стиль абсолютно самостоятельно, основываясь на приемах с копьем, которыми он владел великолепно.
Вообще синъицюань с самого начала окружен легендами. И это касается не только его происхождения. Например, одна из легенд рассказывает о том, что когда мастер синъицюань Го Юньшэнь был в Пекине, он вызвал на поединок Дун Хайчуань, создателя багуачжан. Сражались они два дня, и, по одной версии, признали ничью, по другой - победил Хайчуань. Но потом мастера побратались, а их ученики решили, что все, кто изучает стиль багуа, свободно может изучать синъицюань и наоборот. Этот договор действует и сейчас.
Безусловно, в синъицюань есть свои отличительные черты. К примеру, можно вспомнить про "усинцюань", который в переводе означает "кулак пяти первостихий", и представляет собой основу стиля синъицюань. Пять первостихий в данном контексте - это вода, земля, огонь, металл и дерево. И каждый из пяти "кулаков первоэлементов" напрямую связан с работой организма человека. Так что, изучая и практикуя один из "кулаков" можно подлечить почки, а другой поможет укрепить печень."Поперечный кулак" отвечает за селезенку, под шефством "пушечного кулака" находится сердце, а легкие контролирует "рубящий кулак".
Однажды про этот стиль ушу мастер Го Юньшэнь сказал:"Тут кроме саньтиши можно ничего больше и не изучать". Стойка "саньтиши" в синъицюань считается базовой. Изучающие синъицюань должны уметь медитировать в этой позе до тридцати минут, хотя некоторые тратят на это больше времени, доходя до одного часа. Так как эта стойка является вертикальной, а медитация подразумевает неподвижность, то после определенного количества тренировок тело спортсмена приобретает огромную силу.
Также одной из особенностей синъицюань являются сильнейшие пробивные удары. Но и сражаются мастера синъицюань не кулаками, а ладонями или фалангами пальцев.
Помимо этого, важной частью синъицюань является шиерсин, что означает "формы двенадцати животных". В некоторых школах изучают все двенадцать форм(обезьяна, лошадь, крокодил,тигр, дракон, ласточка, петух, ястреб, орел, птица Тай, медведь и змея), в некоторых - ограничиваются десятью (дикий гусь, дракон, ястреб, тигр, обезьяна, петух, орел,кот, змея и лошадь). Каждому животному соответствует от небольшой связки движений до целого комплекса.
В синъицюань есть и свои особые правила тренировок. Считается, что каждый удар нужно отрабатывать не только очень тщательно, но и в семи различных вариантах - для семи уровней его нанесения:влево, вправо, вперед, назад, в середину, вверх и вниз. Большинство атак в синъицюань направлены на какую-либо их болевых точек и начинаются с передвижения, а удары наносятся с короткой дистанции. Все движения резки, почти молниеносны, а главное - осуществляются с огромной силой. Поэтому синъицюань считают одним из довольно жестоких стилей. Хотя великие мастера синъицюань обладали не только огромной силой и ловкостью, но и высокой духовностью. Так что жестокость синъицюань - утверждение весьма относительное. Стоит чуть глубже изучить истории мастеров этого стиля, таких как Ли Фэйюй (Лонэн), Лю Цилань,Гао Чжэньдун и другие, и станет ясно, что очень многое зависит не только от вида ушу, но и от самого человека.