Такой стиль южно-китайского ушу, как цайлифоцюань в некоторых источниках также можно встретить под именем на кантонском диалекте - чайлифут. Название для данного стиля возникло не просто так. Оно объединяет в себе иероглифы "цай" и "ли" из фамилий учителей Чэнь Хэна, который и является создателем цайлифо. А иероглиф "фо" обозначает "Будду", его прикрепили в честь стиля ушу, который изучал дядя Чэна, в честь стиля фочжан. Таким образом Чэн хотел показать влияние дяди на свое становление, и следовательно, на становление стиля. Но у них была одинаковая фамилия, поэтому вписывать в название фамильный иероглиф он посчитал неправильным.
Чэнь Хэн (из уезда Синьхуэй провинции Гуандун) начал изучать фочжан (буддийская ладонь) с семи лет. Обучал его, что очевидно, дядя, которого звали Чэнь Юаньу. Хотя, если верить другим источником, то учителем Чэна был его же отец. В любом случае, изучение боевых искусств увлекло мальчика, и в довольно краткие сроки он показал большие успехи и стал даже считаться лучшим бойцом в округе. Уже тогда ему предлагали самому начать обучать. Но его семья разорилась и Чэню пришлось покинуть родные пенаты.
Со временем Чэнь обучался у Ли Юшаня, которого давно прозвали Алмазным Ли за небывалую крепкость тела. На первых порах Ли Юшань не понимал, зачем Чэнь так хочет учиться дальше, ведь он и так уже неплохой боец. Но спустя какое-то время Ли убедился в искренности намерений Хэна и назвал его одним из своих лучших учеников. А потом Чэнь попал к монаху Цай Фу, который обучал его искусству шаолиньского монастыря. К слову, Цай Фу на тот момент уже исполнилось 96 лет. Чэнь Хэн долго и старательно тренировался и достиг таких высот, что в достаточно молодом возрасте его назначили на почетную должность старшего инструктора по ушу для местный войск.
По окончании обучения Хэн решил вернуться в родную деревню и стал обучать всему, что знал, уже своих родственников. А параллельно он продолжал и свои тренировки, вспоминая и повторяя все, чему учили его. Таким образом, в его голове упорядочились все стили, которые он практиковал, а потом он создал и свой собственный вид ушу, который получил название цайлифо. Это случилось в 1836 году.
Сейчас в семье Чэнь из поколения в поколение передают ортодоксальный стиль, но уже появились и другие ветви цайлифо.
В цайлифо есть три основых этапа обучения. На первом из них изучают основные позиции и удары, короткие связки, передвижения в поединке. На втором - уже намного более сложные комплексы, которые требуют очень высокого уровня подготовки, как физической, так и психологической. К третьему этапу, который также называют "тайным" и "высшим", допускаются уже далеко не все. А точнее, только члены семьи мастера или ближайшие и лучшие ученики руководителя школы. И это вполне логично, ведь в третьей части обучения изучают не только невероятно сложные комплексы, но методы психологического воздействия. Также на третьем уровне практикуют работу с небольшими подручными предметами, такими как короткая веревка или даже палочки для еды.
В школе цайлифо обучение проходит не так, как во многих других школах единоборств, когда сначала учат удары, стойки, и только потом из них составляют комплексы и связки. В этом стиле ушу есть два-три базовых комплекса, и на их основе уже разбирают и технику, и дыхание, и психологическую концентрацию и даже работу взгляда. Как раз поэтому на первый взгляд несложные комплексы, состоящие из двадцати-тридцати движений, могут тут изучать два-три года. Но комплексы в цайлифо очень разнообразны, они включают в себя и работу с оружием, и воздействие на болевые точки соперника, и многое другое. Также в цайлифо есть специальные "комплексы зверей". Они требуют концентрации на каком-либо животном: его характерных особенностях, поведении, движениях и манере вести бой. Причем основным является все же не скопировать полностью повадки зверя, а сосредоточиться на его внутреннем состоянии: если змея, то быстрая и гибкая, если журавль, то ловкий, если тигр, то яростный и т.д. Основных животных в цайлифо два: барс и змея. Барс является символом светлого, сильного и жесткого, а змея олицетворяет собой мягкое, темное и податливое. Ян и инь красной нитью проходят через разные стили ушу, и цайлифо, как мы видим - совершенно не исключение.