Одним из известнейших классических внутренних стилей ушу является багуачжан (ладонь восьми триграмм). И это название было выбрано не просто так. "Ба Гуа" переводится как "восемь триграмм", восемь принципов, которые были описаны еще в "Каноне перемен", более известном как "Книга перемен". А использование такого термина непосредственно в названии стиля говорит о том, что стиль сочетает в себе все эти принципы.
В некоторых источниках фигурирует один из подвидов этого стиля под названием багуацюань, что в переводе означает "кулак восьми триграмм". "Цюань" переводится как "кулак", а "чжан" означает "ладонь". Так что разница между стилями очевидна. В багуачжан большая часть ударов наносится ладонью, соответственно, в багуацюань чаще используют кулак.
Версий происхождения стиля, как обычно, несколько. Кто-то утверждает, что данный стиль основал Дун Хайчуань (из уезда Вэньань провинции Хэбэй). Основывался он якобы на элементах местных стилей ушу. А со временем Дун Хайчуань отправился в Пекин и там стал уже сам обучать людей новому стилю.
Вторая версия говорит о том, что Дун Хайчуань сначала на вполне достойном уровне изучил эрланцюань. А потом отправился путешествовать, чтобы найти других мастеров различных единоборств, но однажды в пути заблудился в лесу. Когда он разыскивал нужную дорогу, он увидел тренирующегося молодого даоса. Но тренировка была какой-то странной: даос кругами ходил вокруг сосен. Посмотрев на все это Дун Хайчуань не выдержал и громко рассмеялся. Даос услышал его, оскорбился таким отношением и предложил поединок. Дун Хайчуань, естественно, согласился. Только вот одержать победу у него так и не вышло, оказалось, что в маленького даоса очень сложно попасть. К тому же, он постоянно каким-то таинственным образом оказывался за спиной у Дуна Хайчуаня и раз за разом опрокидывал его на землю. Поднявшись с земли в третий раз Дун Хайчуань признал себя проигравшим, опустился на колени перед даосом и попросил того принять его в ученики. Только в этот момент на поляне снова раздался смех, а из-за деревьев вышел пожилой даос, давно наблюдавший за развитием событий, не привлекая к себе излишнего внимания. Его звали Би Чэнся и он оказался учителем того, кто одолел Дуна, и согласился взять побежденного в ученики.
Вторая история нередко встречается даже в книгах, но по мнению большинства, намного ближе к правде все же находится первая версия.
Истории сходятся лишь в том, что Дун Хайчуань во время обучения старался учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. А значит, каждого тренировал по-разному, в зависимости от личных качеств человека. Поэтому различных вариантов стиля багуачжан образовалось довольно много.
Конечно же, в багуачжан есть и свои характерные особенности. Например, постоянное перемещение по кругу или связанность движений, при которой одно постепенно переходит в другое. На тренировках по багуачжан часто приходится работать с партнером, если же таковой отсутствует, то вместо него используют столб или дерево. Так что, если человек тренируется самостоятельно, то независимо от погодных условий тренировка должна проходить в лесу, парке или сквере. Причем мастера утверждают, что плохая погода смущает только поначалу, а через 3-4 месяца регулярных тренировок уже не только не навредит, но и чем-то поможет. С учетом того, что тренировка по багуачжан должна длиться от 1,5 до 3 часов, это уже даже не удивляет. Базовым упражнением в стиле багуачжан является шаг по кругу. Который, к слову, принято считать одним из самых сложных во всем ушу. Но также багуачжан не запрещает использование оружия, поэтому иногда работают с копьями или мечами. Но тренировки с ними тут выглядят, мягко говоря, нестандартно. Ведь используемые для таких тренировок мечи по длине в два раза превышают обычные. А еще тут нередко используют и "двухголовое змеиное копье". По его названию несложно догадаться, в чем состоит его основное отличие от обыкновенного копья. Да-да, у "змеиного" наконечники есть на обоих концах. Также в процессе тренировок отрабатывают технику быстрых движений и поворотов.
Багуачжан не только довольно непростой для изучения стиль. Он еще и очень красивый. Все движения в багуачжан не только стремительны, но и невероятно грациозны. К тому же, говорят, что мастера багуа могут воздействовать на соперника чуть ли не силой мысли. Собственно, именно поэтому искусство багуачжан - не для всех. Технике можно научить любого, было бы желание, это да. Но чтобы идти дальше в своем развитии потребуется умение мыслить и мыслить нестандартно, но тем не менее глубоко. И умение тщательно концентрироваться тоже понадобится. Поэтому начинать изучение багуачжан советуют людям не только с определенным уровнем физической подготовки, но и достаточно высоким уровнем интеллекта.