Уже одно название этого стиля внушает одновременно и трепет, и уважение. Что неудивительно, ведь история его развития началась в очень давние времена, а мудрость и умения мастеров веками передавались из поколения в поколение. А как может не вызывать благоговения то искусство, которое прошло через сотни лет, но так и осталось востребованным и актуальным?
Полное название данного стиля звучит так: "Шаолинь-Сы Цюань-Шу". В переводе это означает "Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса". В разных источниках этот стиль можно встретить также под такими названиями: Шаолиньское ушу, Шаолинь-Цюань.
Этот стиль начал свой путь в стенах буддистского монастыря Суншань Шаолинь. Шаолиньсы в переводе означает «Монастырь молодого леса». Известно, что монастырь был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Свое название монастырь получил из-за того, что гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками в этой местности, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.
Совсем не случайно именно здесь было выбрано место для строительства монастыря. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Изначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Первым настоятелем монастыря был буддийский монах Бато (跋陀).История возникновения стиля шаолиньцюань достаточно необычна. Согласно легенде, в 520-м году 28-й патриарх буддизма и индийский миссионер Бодхидхарма оказался в Китае, где его стали называть Дамо или Путидамо. Он говорил, что в Китай нужно привнести "истинный свет учения", и с этой целью отправился к императору. Хотя император и поощрял буддизм, но Бодхидхарму не одобрил, и тот отправился путешествовать по стране, надеясь найти приверженцев. Прошло какое-то время, и миссионер пришел в провинцию Хэнань к Монастырю молодого леса (Шаолиньсы), что стоял на горе Суншань. Но даже там его не восприняли всерьез. Потому что он говорил том, что истина изначально находится в душе человека, а не в каких-то книгах или словах. Но Бодхидхарма был не из тех, кто быстро сдается. Он решил не словом, а делом доказать, что его учение действительно является правильным и разумным. Для этого он сел лицом к стене и начал медитировать. Чем в течение последующих 9-ти (!) лет и занимался совершенно непрерывно. Такой невероятной внутренней силой монахи были поражены. И, находясь в крайней степени изумления, наконец-то приняли учение Дамо. Но по причине того, что он 9 лет провел в сидячем положении, Путидамо не смог ходить. Только даже это не сломило его дух и не остановило его. Более того, благодаря какой-то необычной гимнастике Дамо довольно быстро вернул себе способность нормально передвигаться. Потом Бодхидхарма объяснил монахам, что нужно равное количество времени посвящать занятиям и пассивной медитацией, и непосредственно боевыми искусствами. С этого момента и начинается история шаолиньцюань.
По крайней мере, так какое-то время было принято считать. А на самом деле вся эта история - всего лишь красивая легенда. Да, она заставляет восхититься и задуматься, но это не делает ее реальной. А как же тогда все начиналось? Ответ на такой вопрос непросто найти. Ведь уже в те времена боевые искусства в Китае были крайне популярны, и многие занимались их изучением. В том числе и монахи Монастыря молодого леса. Известно лишь, что этот монастырь был основан в 495-м году, хотя также известно, что на этом месте еще в начале V века существовал даосский монастырь. Но этого маловато, чтобы выстраивать какие-то догадки. Вокруг монастыря Шаолиньсы, как и вокруг стиля шаолиньцюань, кружится великое множество разных легенд. Только определить, какая из них - просто красивая сказка, а какая - настоящая и правдивая история, базирующаяся на фактах, довольно сложно.Шаолиньцюань обозначают при помощи 6 иероглифов, каждый из которых несет в себе информацию о том, каким должен быть поединок, и о том, как следует изучать данный стиль. Наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность - таковы эти 6 иероглифов.
Изучать этот стиль начинают с базовой техники (цзибэньгун). Она включает в себя разминку и подготовительные упражнения. Потом учат приемы или "чжао". Все обучение разделяют на 4 части. Первый раздел называется "цюаньшу" или "цюаньфа", он ориентирован на одиночную работу руками и ногами, без применения оружия. Тут изучают стойки, подготовительные упражнения, передвижения, основные удары и блоки. Но уже в этой части встретятся и акробатические элементы, и 40 разных таолу. Основное отличие второго раздела состоит в преобладании парной работы, но также добавляется саньда (свободный бой). Третий раздел посвящен изучению искусства владения 18-ю видами традиционного китайского оружия. К слову, в список такого оружия входят довольно разнообразные предметы: и мотыга, и монашеский посох, и длинный шест, и цепь, и прямой меч, и т.д. Последний раздел основан на дыхательно-медитативных упражнениях. Его цель - сформировать и развить умение управлять ци. И четвертый этап не менее важен, чем все предыдущие, ведь именно он позволяет достичь высшего уровня в познании стиля шаолиньцюань.
Шаолиньцюань является очень красивым, богатым и эффектным стилем ушу. Но и, конечно же, он достаточно сложен для изучения. Говорят, что для обучения только базовым техникам потребуется потратить около 10 лет. И это при условии ежедневных шестичасовых тренировок. Так что, перед тем, как начинать занятия по шаолиньцюань, стоит задуматься о том, получится ли и в дальнейшем отдавать столько времени этому боевому искусству.
http://www.youtube.com/watch?v=jbVIIYBOsh8
http://www.youtube.com/watch?v=DqWf0VvBzFY