Одним из представителей "нань пай" или "южной школы" является стиль под названием "наньцюань", что в переводе означает "южный кулак". Если еще раз внимательно прочитать название, то несложно будет догадаться, где именно особо распространен данный стиль. Да-да, на юге Китая, все верно.
Название "Южный кулак" - наньцюань пришло в лексикон ушу сравнительно поздно, а окончательно укоренилось в нем лишь в середине XX в. лишь после создания одноименного спортивного стиля.
В частности, это навправление нередко можно встретить в таких провинциях как Гуандун и Гуанси, Фуцзянь и Хунань, Хэнань, Цзянсу и Цзянси, и т.д. И, естественно, что в любой из этих провинций в практикуемых стилях видны свои особенности, хотя также можно легко заметить и общие черты.
Непосредственно стиль наньцюань был создан еще во времена правления представителей династии Мин. Наньцюань успешно совместил в себе элементы таких стилей: кулак семьи Цай, кулак семьи Мо, кулак семьи Хун, кулак семьи Ли и кулак семьи Лю.
Для этого стиля характерно большое количество разнообразных техник работы руками, ведь поединки в наньцюань проводят либо на короткой, либо на средней дистанции. Тут действуют известные из китайских поговорок принципы: "Один шаг - несколько приемов руками" и "Одна позиция - много рук". Это отметил даже Чжан Юкун в своей книге, которая называется "100 вопросов по ушу".
Одним из основных в тренировке техники рук является упражнение под названием "наведение мостов". Применение данной техники дает возможность обезвредить и победить соперника и ассоциирует руки бойца с ведущим к противнику мостом. К слову, коротких ударов руками в наньцюань также предостаточно.
Что явно отличает наньцюань от многих других стилей ушу, так это частое использование различных выкриков. Считается, что в тот момент, когда выкрик совершается, одновременно происходит и выход силы, которая нужна для придания удару еще большей мощности. Почтенные мастера говорили так: "Кричи, и лишь только изменится ситуация, бей кулаком и тут же обвалятся горные вершины".
Также характерной чертой наньцюань являются низкие и устойчивые стойки. И центр тяжести тоже располагается внизу. Важное место в тренировках по наньцюань занимает изучение "стойки всадника". Мастера говорят про нее такими словами: "Стойка всадника должна быть прочной, словно железная башня, и непоколебимой, словно скала". Стоит еще обратить внимание на работу корпуса. Движения корпуса напрямую связаны с движениями рук и ног, ведь такое единство - одна из важных особенностей стиля наньцюань. Хотя и поясница играет на удивление немаловажную роль. Есть даже такая пословица: "Тренируя кулаки, а не поясницу, никогда не достигнешь высот мастерства".Отработка стоек, ударов руками и ногами и различных способов защиты - это еще далеко не все, что ожидает вас на тренировках по наньцюань. Ведь психологическая подготовка и работа с энергией также является важным элементом обучения. И только при условии объединения всех этих аспектов изучение наньцюань будет иметь смысл. По крайней мере, для тех, кто хочет достичь какого-то уровня мастерства, а не просто научиться отпугивать негативно настроенных личностей, которые периодически встречаются в темных переулках любого города.
Поединки людей, практикующих наньцюань, поражают не только силой движений, но и своей красотой. Ведь движения практически непрерывны, а стремительные развороты и резкие перескоки добавляют в эту плавность определенный эффект неожиданности. Но не только это привлекает новых учеников. Стиль наньцюань известен своей жесткостью, силой и результативностью в бою,что, собственно, и делает его сегодня таким популярным.