Существует достаточно интересный для изучения стиль ушу, который называется тунбэйцюань, что переводится как "кулак сквозной подготовки". Истоки данного стиля нужно начинать искать еще в середине XIX века, во времена правления династии Цин. Именно тогда некий Пань Вэньсюэ, который занимался толкованием эдиктов, проживал в уезде Цансянь (провинция Хэбэй). По заветам Янь Сичжая он совмещал изучение боевых искусств и тех наук, которые тогда было принято называть гражданскими. Те знания, который он получил в процессе обучения, Пань Вэньсюэ решил сохранить в небольшом стихотворении, которое в переводе будет звучать так: "Через дух достигать метаморфозы, держать в запасе десять тысяч пронизанных Единым; законы и форма могут пронизывать, тело и применение - готовы". Что интересно, в оригинале первая и вторая строчки этого четверостишия начинаются на "ТунБэй", а третья и четвертая заканчиваются таким же образом.
Со временем Пань Вэньсюэ начал обучать других своему искусству. Учеников у него было не много, а поэтому ничто не мешало мастеру считать свое учение тайным. Более того, он требовал, чтобы в случае возникновения каких-то вопросов ученики отвечали, что изучают боевое искусство, которое называется "тунбэй", но записывали его название неправильными иероглифами. Естественно, в итоге со стилями и названиями, которые их обозначают, возникла огромная путаница. А правильное написание названия этого стиля стало известно лишь в 1911 году. Но до сих пор тот тунбэйцюань, который переводится как "кулак сквозной подготовки", нередко путают с другим стилем, чье название звучит также, но переводится как "кулак выбрасывания силы от спины" и, конечно, пишется по-другому.
Первоначально Пань Вэньсюэ обучал людей основам пигуацюань. Но потом данный стиль изучили братья Ма Фэнту и Ма Инту. Чья мать, к слову, была родом из семьи человека, который основал бацзицюань. Так что название стиля, который братья постигли первым, абсолютно очевидно. Еще известный мастер Ли Шувэнь однажды сказал, что "если к бацзицюань прибавить пигуацюань,то испугаются и все духи, и любая нечисть". Поэтому объединение этих двух стилей было вполне ожидаемо. А то, что получившиеся в результате этого искусство назвали тунбэй... Так уж сложилось.
Приблизительно в 1920-м году братья Ма отправились в Маньчжурию, где задержались на довольно длительный период времени. Но и там они не теряли времени даром, занявшись изучением стилей фаньцзыцюань и чоцзяо, которые им преподавали местные мастера. Некоторые элементы из этих стилей они позже добавят в тунбэйцюань, которому, кстати, они обучали желающих и тогда, когда находились на территории Маньчжурии.
Позже братья вступили в армию, которой командовал генерал Фэн Юйсян. Но и во время службы братья не прекращали тренироваться и совершенствовать свой стиль. Именно в это время они разработали комплекс тунбэйцюань, который мог послужить непосредственно для обучения солдат.
Но по окончании службы братья Ма пошли разными дорогами. Младший -Ма Инту- хорошо поспособствовал распространению и развитию стиля бацзицюань, обучая ему в небезызвестном Центральном институте Гошу. А старший -Ма Фэнту- дошел с армией генерала Фэн Юйсяна до провинции Ганьсу, где и решил остаться. Он также занимался преподаванием, но предпочел обучать людей искусству тунбэйцюань. Именно благодаря ему этот стиль широко распространился в тех краях. Его стали называть там северо-западным тунбэйцюань или боевым искусством семьи Ма, чтобы путаница с названиями и написаниями двух разных стилей не повторилась. Но Ма Фэнту не только обучал людей. В свободное время он продолжал совершенствовать тунбэйцюань, добавляя в него все новые и новые элементы. Например, именно он привнес в тунбэйцюань приемы с использованием короткой палки.
Отличительной чертой стиля тунбэйцюань являются последовательные круговые удары, которые непрерывно наносятся прямыми руками и выполняются в разных плоскостях, как в вертикальной, так и в горизонтальной. Также характерным является то, что во время поединка чаще применяется бег, а не ходьба или прыжки. В сочетании с вышеописанными ударами это позволяет вести бой одновременно с несколькими соперниками.
Изучение данного стиля оказывает положительное влияние на организм. Благодаря тренировкам тунбэйцюань у бойцов существенно улучшается гибкость и координация движений. Ведь, согласитесь, без последнего с такими техниками никак не обойтись.