Стиль ушу Минхэ-цюань, что в переводе означает - «Кулак кричащего журавля», является одним из пяти «журавлиных» стилей «Фучжоуского кулака журавля», названных так по названию области Фучжоу. Каждый из этих стилей имеет разную историю возникновения, отдельные черты. Но все их роднит единство самых важных принципов, приемов и методик.
Во всех пяти «журавлиных» кулаках используется одна и та же базовая стойка - саньчжань, для которой характерным есть подворот стоп вовнутрь. Говоря, что лошадь ступает тремя углами, мастера «журавлиного» стиля очевидно, имеют в виду то, что в стойке саньчжань стопы бойца образуют треугольник. Однако, существуют варианты «журавлиных» кулаков, в которых стопы расположены параллельно. В этой стойке анус втянут, бедра сжаты.
Удары в «журавлиных» стиля предполагают активное использование особого «усилия отряхивания» — цзунцзинь, которое рождаясь в стопах, передается всему тело. Мощное яо шэнь («встряхивание туловища») и цзюнь («вздыбливание» лопаток) придают удару мощный импульс.
Боевая изготовка, как и использование отводящих защит, предполагает сведение локтей к центру, для максимальной защиты туловища от ударов противника. Мастера стиля учат: «При «поглощении», то есть, при защите, локти смотрят вниз, то есть, свешиваются, а не в стороны».
На практике техника рук Фучжоуского кулака журавля реализует теорию взаимопорождения пяти первоэлементов и их взаимопреодоления: цзинь (металла), му (дерева), шуй (воды), хо (огня) и ту (земли). Металл порождает воду и побеждает дерево; а вода порождает дерево и побеждает огонь, дерево порождает огонь, но побеждает землю, огонь порождает землю и побеждает металл, земля порождает металл и побеждает воду. Принципу взаимопорождения и взаимопреодоления первоэлементов также соответствуют и комбинации приемов.
К примеру, в Кулаке кричащего журавля, «Шихэ-цюань»:
- если удар запястьем согнутой кисти приходится по атакующей руке противника - это Рука металла:
- при ударе ладонью наружу и вверх чтобы отвести атакующую руку противника и одновременно тычок кончиками пальцев в глаза - это Рука дерева;
- для отведения атакующей руки противника рукой изнутри наружу или снаружи внутрь и немедленная контратака – это Рука воды;
- толчок вперед двумя ладонями – это Рука огня;
- захват запястья руки атакующего противника двумя руками с немедленной контратакой – это Рука земли.
Каждый их пяти Фучжоуских кулаков журавля внес в общие для всех стилей понятия - тунь («поглощение» или «проглатывание»), ту («испускание» или «выплевывание»), фу («всплывание») и чэнь («погружение»), свой вклад. К примеру, Минхэ-цюань (Кулак кричащего журавля) добавил понятие цомо или «оттирание», как особый способ блокирования, когда жесткая конструкция блокирующей руки заставляет соскальзывать в сторону удар противника, и чжуанцзи — «удар».
Основным оружием в Кулаке кричащего журавля считают мощный удар ладонями - «ладонь с расставленными пальцами» или «ровная ладонь». Но при этом применяется и ряд других ударных форм рук:
- «ладонь свисающая» («крюк весом тысяча цзиней»),
- «ладонь с двумя выставленными пальцами» («пальцы-ножницы»),
- обычный кулак - «когти журавля»,
- «кулак — глаз феникса» или «кулак одной жемчужины».
Всего этот стиль изучает приемы поражения 36-и жизненных точек и 72-а шаолиньских захвата циньна. Широко также используются различные уклоны.
Минхэ-цюань (Кулак кричащего журавля) большое значение уделяет «внутренней работе» (нэйгун), и применению различные упражнения, для овладения управлением потоками ци. Принято считать, что внутренняя ци (нэйци) направляется и (мыслью-волей) в мозг и благодаря этому пробуждается дух (шэнь).
Как и родственном стиле Цзунхэ-цюань (Кулак отряхивающегося журавля), фацзинь (способ «усилия») в Минхэ-цюань применяется «усилия отряхивания». Но мастера Кулака кричащего журавля требовали, чтобы усилие, которое передается в руку через «встряхивание» происходило в каждом суставе, а в конце движения было «усилие в один цунь», то есть ударный импульс. Как они считают - сила удара должна брать начало в пятке.
Кстати, название стиля произошло от пронзительных выкриков, которыми помогают «проявлению усилия». Основал Кулак отряхивающегося журавля (Минхэ-цюань) мастер Се Чун-сян, который был наследником ветви Кулака белого журавля, переданной ему мастером Линь Шисянем, преподававшим Байхэ-цюань в Фучжоу.
Постижение секретов ушу Се Чунсян начал со стиля Кулак архатов. Затем обучение Байхэ-цюань в Фучжоу у мастера Линь Шисянем. Такие знания и помогли ему создать новый стиль Минхэ-цюань (Кулак белого журавля), и кроме того внести в него элементы и Кулака архатов и Байхэ-цюаня.
К тридцати годам Се Чунсян стал известным на весь Фучжоу мастером. Его знаменитый смертельный удар ноги принес ему говорящие прозвища: Катинка - «Ноги истинно быстрые» или Катинто - «Ноги — чистый яд».