«В бою встречай силу противника руками.
Испускай силу позже, а достигай цели раньше.
В работе рук и ног — согласие и порядок,
усилия тела объединены и гармонизированы.»
Из рекомендаций по тактике боя Юнчунь байхэ-цюань
Создание стиля ушу Юнчунь байхэ-цюань или «Юнчунський кулак белого журавля» легенды приписывают Фан Цинян, дочери Фан Чжуна, известного мастера «кулачного искусства».
Интересны различные интерпретации событий, которые привели к созданию этого стиля.
Оставшаяся в шестнадцать лет без матери, все хлопоты по ведению домашнего хозяйства Фан Цинян взяла на себя. Но как гласят предания у юной красавицы увлечения были совсем не женские, так как, к радости отца, ее привлекла цюаньфа и Фан Цинян много времени посвящала тренировкам.
После неудачного брака Фан Цинян отправилась в храм Байлянь-сы, где переживая свое горе, прожила много лет. Находясь в храме и наблюдая за поведением журавлей, у нее и появилась мысль о создании нового стиля цюаньфа, который бы реализовал принцип журавлиного цзинь («усилия») и увеличения мощи блоков и ударов, правильно используя потоки жизненной энергии ци. Так гласит первый вариант легенды.
Согласно второму варианту, Фан Цинян во дворе храма увидела носившегося по двору большого белого журавля. Его движения – подпрыгивания, перепрыгивания со стороны в сторону, хлопанье крыльями, были похожи на красивый танец. Попытки девушки прогнать птицу сразу камнями, а потом бамбуковой палкой не увенчались успехом. Журавль ловко уклонялся и от камней и от палки. Пораженная такими явно бойцовскими навыками журавля и вспоминая все приемы журавля в этом странном поединке Фан Цинян решила приспособить журавлиное «усилие» к цюаньфа.
По другому варианту легенды, когда однажды Цинян сидела во дворе Байлянь-сы и ткала, она увидела прилетевшего большого белого журавля. Девушка наблюдала как, приземлившись на крышу храма, журавль вытанцовывал, переставляя ноги, махал крыльями, подбирал корм, выщипывал клювом перья, вытягивая шею. Затем она захотела вспугнуть птицу и бросила в нее сначала ткацкий челнок потом бердо. Но журавль уклонился от челнока и отбил бердо. Заинтересовавшись Фан Цинян начала изучать его повадки, способы генерирования силы и характер движений журавля. Соединив эти перенятые способы «усилия» и технику шаолиньского «кулачного искусства» она и создала новый стиль названный «Кулаком белого журавля».
И наконец, еще один вариант преданий говорит не просто о журавле, а о духе по имени «Чудесный наставник — Белый журавль» в журавлином облике, который, как бы, специально явился девушке, для передачи ей секретного стиля цюаньфа.
Но какая бы легенда не была более правдивой, важно то, что благодаря усилиям Фан Цинян появился совершенно новый стиль ушу, который соединил в себе Кулак архатов и «журавлиные» приемы. В стиле Юнчунь байхэ-цюань «форма» журавля имитируется «формой» (син), причем мастера «кулачного искусства» говорят, что журавлиная «форма» и являет собой кулачное искусство, так как имитации придается очень большое значение.
Ритм дыхания находится в гармонии с техникой. Поэтому выполняя приемы боец Юнчунь байхэ-цюань то опускается, то поднимается, оседает и выпрямляется. Шэнь («дух») и жизненная энергия ци текут свободно.
Движения только кажутся твердыми (ган), не являясь твердыми; кажутся мягкими (жоу), но мягкими не являются. «Усилие» мощное и упругое. Направление потока ци и физическое действие скоординированы, поэтому приемы получаются мощными. Чтобы проявилась максимальная сила, активно используются боевые выкрики. Мощь рождается «испусканием ци» при выдохе.
При ударе рука бойца в движении мягкая (жоу), но касаясь цели, становится твердой (ган).
В технике рук господствуют дуань-цяо («короткие мосты»), то есть блоки и короткие удары. Постоянные «изменения» в атаке ударами. Быстрые и ловкие перемещения.
Правильной позиции в Юнчунь байхэ-цюань уделяется чрезвычайно большое внимание. Для каждой части тела существуют детальные правила и требования.
Среди них:
- положение головы: «Горизонтальное расположение макушки, при этом голова держится вертикально. Лицо поставлено отвесно. Сомкнутые зубы выдвинуты вперед, подобно клюву кричащего петуха. Рычание как тигриный рык. Как пасть у Ковша раскрывается рот. Как у карпа круглые глаза. Язык облизывает небо. Как у льва нос. Глаза видят все четыре стороны, уши слышат все в восьми направлениях. Шэнь («дух») ходит вперед и назад, видит далеко вправо и влево».
- руки: «Внутри все части (цзе) рук как железо твердые, а снаружи как вата мягкие. Опущенные плечи, отвесно вниз свешены локти, кисти как вата мягкие».
- ноги: «не поднимай ногу в ударе выше живота, потому что всего на три фэня приподнял ногу, а под ней уже пустота. Решительно поднимай ногу, если нужно поднять. Нужно опустить - опускай без промедления. Необходимо сначала научиться опускать ногу, с использованием силы инь. Опуская ногу, добейся, чтобы она сразу же корнями врастала в землю. Затем используя силу ян, научись поднимать ногу. Нога, которую поднимаешь, при этом должна быть медной стеной, и как железное основание опорная нога».
- туловище и поясница: «держи прямо туловище, держись свободно и округло. Вверх подними мотню и в узде держи ци, на точке даньтянь сосредоточь внимание. Сила от стоп вверх поднимается, в земле гром, в пояснице накапливается, руками испускается».
Стратегия стиля «Юнчуньский кулак белого журавля» выделяет основные условия, как для достижения победы, так и основания для поражения.
Согласно стратегии Юнчунь байхэ-цюань для достижения победы необходимо, прежде всего, занять на местности выгодную позицию, изучить ши («полноту») и сюй («пустоту»); в учении проявлять рвение и превосходить других смелостью; помнить что чжи (мудрость) дополняет моу (воинскую хитрость); чтобы справиться с противником, необходимо использовать механизм бянь («изменения»); тунъ («поглощение») и ту («испускание») , фу («всплывание») и чэнь («погружение») , «мягкость» и «твердость» помогают друг другу; поднять руку и захватить инициативу, помнить что взаимно питают друг друга перед и зад.
Поражения неизбежно если допускать упущения в обучении; ставить превыше всего доказательство, что ты сильнее других и искать возможности посостязаться в способностях; не оценить выгоды позиции, не изучить ши («полноту») и сюй («пустоту»); имея мужество, не знать воинских хитростей (моу), полагаться на свою волю (и) и пренебрегать упражнением (гун); много хвастаться, а при встрече с противником, показать себя трусом.
Только тогда твои стремления осуществляться в полной мере, и сможешь ты овладеть всеми методами, если будешь гореть желанием тренироваться и достигать успеха в упражнении.
1. Имей мужество (дань).
2. Имей мудрость (чжи).
3. Знай воинскую хитрость (моу).
4. Имей смелость (юн).
5. Имей силу (ли).
6. Имей утонченность (цзин).
7. Достигни зрелости (шу).
8. Овладей позицией (ши).
9. Умей пользоваться глазами (янь).
10. Умей изменяться (бянь).
Только у того истинно прекрасное искусство, кто сумел овладеть в полной мере подобными умениями и знаниями.