К последним можно отнести стиль Тайцзицюань. На сегодня выделяются пять основных направлений стиля, основой которых является древнее кулачное искусство разработанное мастером Чэнь. Среди них Тайцзицюань, являющийся исходным боевым искусством, хранимым и передаваемым из поколения в поколение представителями семьи Чэнь.
Популярным сегодня комплексом оздоровительных движений является Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳). Существует мнение, что этот стиль разработанный Ян Лучанем, является упрощенной версией стиля Тайцзицюань семьи Чэнь, переработанным для богатой аристократии. У Юйсян, обучавшийся мастерству стиля как у Ян Лучаня, так и у представителей семьи Чэнь, в дальнейшем предложил свою версию – Тайцзицюань У Юйсян (кит. 武式太极拳) .
Известен также и стиль Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) , произошедший от Сунь Лутана, изучавшего в свое время кроме Тайцзицюань много других стилей кулачного искусства. Дальнейшее развитие и усовершенствование традиционного стиля Тайцзицюань семьи Ян представляет собой стиль Тайцзицюань У.
Изначально в стиле Тайцзицюань семьи Ян выделялись формы, характерными для которых были широкоамплитудные (дацзя) и малоамплитудные (сяоцзя) движения. Именно на базе сяоцзя и сформировался постепенно стиль Тайцзицюань У. Основателем стиля был маньчжур Цюань Ю, обучавшийся мастерству стиля у самого Ян Лучаня. После буржуазной революции семья Цюань Ю поменяла свою фамилию на китайскую фамилию У.В форме соблюдаются принципы «сжатия» и «расширения», но скованности в «сжатии» нет. Строго выверенные и четкие движения туйшоу. В каждом движении выдерживается покой, отсутствуют опрометчивые и хаотичные действия. Главное внимание при этом уделяется основному принципу - «преобразованию мягкостью».
К разным видам формальных комплексов (таолу) в ушу предъявляются специфические требования, в соответствии с которыми во внимание принимаются одни аспекты, принятие же других, отличных становится невозможным. Именно этим и объясняется наличие у каждого из стилей ушу, как преимуществ, так и недостатков.
Тайцзицюань У относится к так называемым стилям «мягкого ушу» (жоусин ушу). Его достоинствами есть оздоровительные аспекты в тренировках, мастерство «преобразования мягкостью». В то же время его нельзя сравнить с «жестким ушу» (гансин ушу) в плане развития физической мощи и наращивания мышечной массы.
Поэтому нельзя утверждать, что Тайцзицюань У имея некоторые преимущества, не имеет недостатков. Но то, что этот стиль является уникальным, выделяющимся своими особенностями, также есть неоспоримым фактом. К преимуществам движений Тайцзицюань У в аспекте общеоздоровительном можно отнести следующее.Всесторонний характер тренировок (цюаньмянь дуаньлянь), выражающийся одной особенностью – «стоит только сдвинуться одному, то не будет ничего такого, которое не пришло бы в движение» (и дун у ю бу дун). Объясняется это тем, что в движениях Тайцзицюань У, как и в плавании, задействованы все части тела, то есть при движение руки, одновременно движутся и ноги и все тело.
Разнообразные мягкие движения во время тренировки Тайцзицюань У активизируют не только мышечную деятельность, но и хорошо прорабатывается дыхание и движения диафрагмы, стимулируется работа сердца, в действие приводится желудочно-кишечный тракт и остальные внутренние органы. Сознание ученика концентрируется, отбрасывается все отвлекающее.Можно говорить, что при тренировках уделяется должное внимание и «внешнему» и «внутреннему» (нэй-вай цзянгу). Такой метод тренировок положительно влияет на обычную двигательную деятельность мышц, и в то же время, ему присущи статические методы медитации – «вскармливать сознание-дух, регулируя дыхание» (дяо си ян шень).
Движения в Тайцзицюань У выполняются по дуге или по окружности, и начиная изучение формального комплекса, ученик не испытывает особой привязанности к занятиям. Но по мере привыкания, с повышением степени самопроизвольных круговых вращений, заметно усиление тяги к занятиям. Освоение мастерства взаимотрансформации «полного» и «пустого» (сюй-ши бяньхуа), регуляции дыхания в движениях, вызывает новую волну интереса, что в конечном итоге является стимулом к оздоровительным процессам.
Присущим есть Тайцзицюань У и воспитание характера. Основные требования к движениям стиля есть легкость – подвижность (цинлин), мягкость (жоухе) и последовательность (гуаньчуань). При этом происходит сознательное культивирование принципа – «покой в движении, движение – в покое» (дун чжун ю цзин, цзин чжун ю дун). То есть, тренировки незримо воздействуют на ученика, исправляя чрезмерную медлительность или темпераментность.
Наконец, можно утверждать, что Тайцзицюань У является доступным абсолютно для всех. Мягкие и плавные движения, невысокий темп их выполнения, несложные и доступны для изучения любому ученику. И физически крепкие люди, занимающиеся более тяжелыми видами тренировок, и пожилые, более слабые, увеличивая или уменьшения степени подвижности не почувствуют каких-либо осложнений.