История ушу Традиционное ушу Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.
«Кулак Великого Предела» или Тайцзицюань, являясь китайским боевым кулачным искусством, наверное, есть самым уникальным стилем ушу, который в течение многих лет претерпел такие значительные трансформации.
Стиль Тайцзицюань, поддерживаемый членами семьи основателя стиля Чэнь Вантин, и сегодня остается ярким примером серьезного боевого кулачного искусства, испытанного в боевых условиях. Этот же стиль, который распространили члены семьи Ян Лучаня, воспринимается многими его почитателями только как лечебно-оздоровительная гимнастика.
Тайцзицюань, в его первоначальном виде, является многогранным кулачным искусством, умело совмещающим очень эффективные жёсткие и мягкие техники. Ряд существующих тренировочных методик этого направления Кулака Великого Предела, как и других даосских направлений Тайцзицюань, истоком которых не является стиль семьи Чэнь, направлены на совершенствование качеств мягкости и жёсткости.
Возможно, некоторое влияние имеет и навязанное современными фильмами мнение о стилях кулачного искусства как о кулачных боях, где преобладают мощные удары руками и ногами, эффектные прыжки и т.п. На самом деле, показанные приемы ведения кулачного боя только смотрятся очень эффектно. В реальных условиях настоящего боя ощутимого эффекта они не принесут.
Каждый мастер кулачного искусства хорошо знает, что в основу мастерства ведения боя, заложен принцип максимальной экономии сил, что кардинально меняет и саму технику ведения боя, и подход к ее изучению. Умелый боец отличается тем, что провоцирует противника на беспорядочные хаотичные движения, управляя при этом течением боя относительно незначительными, с виду, усилиями.
Для примера можно назвать последовательности Пао Чуй, известные как «взрывающиеся кулаки», или «бьющие руки», как одна из стадий туй шоу. Для многих же исследователей ушу характерным есть ошибочное мнение о Кулаке Великого Предела, как о мягкой технике. Такое заблуждение вызвано отсутствием в публичных вариантах широко распространенного стиля Ян, более жёстких техник.
Принцип стиля Тайцзицюань - Кулака Великого Предела, заключается в умственном, а не мускульном усилии – расслабленность приводит к мягкости, которая, собравшись, превращается в жесткость, затем на смену жесткости вновь приходит мягкость. За медленными движениями следуют быстрые, после быстрых вновь следуют медленные. Быстрые движения должны опережать движения противника, а медленные движения должны быть еще медленнее, чем у противника.
В основу боевого кулачного искусства Тайзицюань заложено управление вниманием противника и умение управлять пространством и временем, умение различать «пустое» и «полное», то есть слабые и сильные аспекты силы, умение принимать любую нагрузку целостностью своего тела, взрывной выброс усилия, исходя из целостности всего тела, и, наконец, на спокойствии и осознанности происходящего.
Достижению побед способствует четко выстроенная структура тела, где в основе не мускульная сила, а точность спиралевидных движений кистей и активная работа сухожилий, позволяющих каждое воздействие противника преобразовать в "спираль" и отвести по "касательной". Иногда, возможно, противнику кажется, что он просто оступился, оказавшись поверженным за шаг до победы.
Изучение Тайцзицуань имеет три стадии обучения:
Первая стадия - все нужно делать медленно, однако медленно совсем не означает безжизненно.
Вторая стадия - нужно все делать быстро, однако быстрота не есть поспешность.
Третья стадия - научившись быстро двигаться, нужно учиться мягко двигаться, и только двигаясь мягко длительное время, можно развить жесткость внутри мягкости, чтобы мягкое и жесткое друг друга дополняли.
Главными особенностями Тайцзицюань есть мягкий, как бы перекатывающийся шаг, плавные и непрерывные движения и туй-шоу («толкающие руки»). Перекатывающийся, мягкий шаг позволяет сохранить равновесие при любых передвижениях, исключая прыжки.
Туй шоу («толкающие руки»), известны также как чи-сао («липкие руки») в юнчунь (винчун), позволяют выработать умение предугадывать и чувствовать каждое движение своего противника даже по прикосновению, а также умение, сковывать движения атакующего, мгновенно переходить от защиты к атаке.
Это очень неудобно для противника, привыкшего только наносить удары и не привыкшего к тому, что его удары увязают в умелой защите. Кстати, какиэ («липкие и толкающие руки») также хорошо известны и в двух школах каратэ — в уэти-рю и го-дзю-рю.
Тщательно отработать уникальную технику движений Тайзицюань позволяют непрерывность и плавность движений. За счет нарабатываемого мастерства медленным выполнением комплексов, правильной техники и рациональности движений, бойцы Кулака Великого Предела добиваются в бою большей скорости.
Но все следует обратить внимание на то, что в отличие от лечебно-оздоровительного комплекса, где осваивается «мягкая» часть Тайцзицюань с преобладающей плавностью, соединенностью усилий, перетеканием и расслабленностью, отработка боевой составляющей Кулака Великого Предела требует от ученика соответствующих тренировок для укрепления и развития структуры тела, проработки связок и сухожилий, работы мышц. Еще больше требуется всемерное развитие чувствительности, умения управлять внутренними импульсами мозга, работой сознания и внимания.