Основатель стиля Тан Лан Цюань мастер Ван Лан родом из северо-восточной провинции Шаньдун, очень неспокойной в те времена. Легенды гласят, что Ван Лан, будучи любителем воинских искусств, изучал ушу в Шаолине и в расположенном в Шаньдуне даосском монастыре Тайцин. Стиль Богомола он создал с целью научиться противостоять более сильным противникам, так как сам он обладал посредственными физическими данными.
Единой версии о возникновении стиля Тан Лан Цюань не существует. Одни легенды гласят, что Ван Лан создал стиль, наблюдая, как богомол сражается со змеей. В других легендах вместо змеи упоминается цикада. Но как бы то ни было, стиль Богомола стал итогом всего жизненного пути Ван Лана, квинтэссенцией его воинского опыта. Легенды гласят, что Ван Лан передал свое учение даосам с гор Лаошань, первым которых упоминается Шэн Сяо. Правда, здесь также нет единства в различных версиях. По одной из них именно Шэн Сяо обучал Ван Лана, другая гласит, что даос изучал стиль богомола в монастыре Шаолинь.
Преемником Шэн Сяо стал Ли Сань Цзянь, известные тем, что основал в Шаньдуне общество наемных охранников – бяо. Далекая от столицы и императорской власти провинция Шайдунь традиционно была убежищем тех, кто по разным причинам преследовался властями. Соответственно, работы для наемных охранников было предостаточно.
Принято считать, что Тан Лан Цюань является шаолиньским стилем, но существует и противоположное мнение. Существующие комплексы шаолиньского стиля Богомола не являются первым оформившимся стилем. Принимая во внимание развитие и исключительное влияние даосизма в провинции Шаньдун, предполагается, что Тан Лан Цюань развивался преимущественно в народной и даосской среде. Тем не менее, стиль Богомола входит в число восемнадцати знаменитых стилей Шаолинь Цюань.
Как и любой стиль ушу, развивавшийся в народной среде, в Тан Лан Цюань разными мастерами постоянно вносились некоторые изменения, что вызвало появление разнообразных направлений в самом стиле Богомола, имеющих общий корень, и зачастую заметно отличающихся. Различия в технике, в манере применения силы, в вычленении какой-либо конкретной тактике в бою и т.п.
К примеру, цисин танлан цюань предпочитает срыванием – цай – уводить руки противника в сторону и наносить встречный удар. Мэйхуа танлан цюань предпочитает запечатывания ладоней, а лю хэ танлан цюань – переплетение рук противника приемами чать, кунь (опутывание, переплетение), с вкраплением в них коротких ударов по наиболее уязвимым точкам на теле противника.
Самым старым направлением стиля Богомола принято считать цисин танлан цюань – Богомол семи звезд. Это направление часто называют богомолом архата – лохань танлан, как дань убеждению, что источником всего ушу является монастырь Шаолинь. Поэтому название лохань танлан используется для названия шаолиньского Тан Лан Цюаня. В наиболее старых комплексах стиля Богомола заметно преобладает стандартная шаолиньская техника и относительно мало внимания уделяется движениям, имитирующим движения богомола. Такая техника дает основание некоторым мастерам традиционного ушу утверждать, что стиль Богомола нельзя относить к категории сянсин цюань, объединяющей подражательные стили, стили «формы» и «образа».
Цисин танлан цюань считается источником стилей относящихся к направлению ин танлан – жесткий Богомол. Наиболее известными направлениями жесткого Богомола являются Мэйхуа танлан цюань – Богомол сливового цвета, и Мимэнь танлан цюань – Богомол тайных врат. Термин «тайные врата» означает «тайное учение, секретная школа». К направлению мягкого Богомола (жоу танлан цюань) относится лю хэ танлан цюань – шесть соединений кулака Богомола. По мнению китайцев у этого направления совершенно другой источник, никоим образом не связанный с направлениями жесткого Богомола. Однако все генеалогии этих стилей начинаются именно с мастеров из провинции Шаньдун.Кроме названных выше существует еще множество довольно известных направлений, которые, однако, не очень распространены на практике. У каждого из этих направлений своя, как правило, непродолжительная история, и встречаются они преимущественно в справочной литературе по ушу. Например, Гуань бань танлан цюань – Кулак Богомола блестящей доски. Здесь ладонь с поджатыми пальцами, согнутыми в первых двух суставах, сравнивается с доской, отполированной до блеска или с лакированной черепичной плиткой.
Тань туй танлан цюань – Упругие ноги Богомола, является синтезом танлан цюань и стиля тань туй – упругие ноги. Принято считать, что Тань туй возник в монастыре Лун тань сы (обитель Драконова источника) в провинции Шаньдун.
Юй хуань танлан цюань – Кулак Богомола нефритового кольца. Название возникло из-за преимущественного использования в его технике перемещений в стойке юй хуань бу (шаг нефритового кольца) и сравнение техники рук с образом нефритового кольца.
Юань ян танлан цюань – Кулак Богомола мандариновых уток. Юань ян, утка и селезень, символизируют неразлучную пару как силы инь и ян. Подобный образ очень часто используется для обозначения неразрывности действий стиль и симметричной отработки техники.
Шаолинь цисин цзиньгань танлан цюань – Кулак шаолиньского алмазного Богомола семи звезд. Это направление объединило технику цисин танлан цюань с шаолиньским стилем алмазного кулака. Алмазный кулак кодифицирован в шаолинь цюань в десятки таолу, каждое из которых отрабатывает определенную технику боя. Иногда это направление еще называют ли цзя танлан цюань – Кулак Богомола семьи Ли, имея в виду Ли Чжань Юаня.
Кроме того, многие техники танлан цюань присутствуют в таких стилях как ди гун лохань цюань – Кулак архата, лежащего на земле, и тай хэ цюань – Кулак великой гармонии. В основе первого из этих стилей, называемого иногда ди гун танлан цюань, находится шаолиньская техника боя на земле. Техника второго стиля разделена на две части: у и – воинское искусство и дао и – даосское искусство, четко обозначающие, в какой культурной среде формировались эти стили ушу.
Техника танлан цюань, которую представляет современная шаолиньская традиция, по мнению исследователей стиля Богомола, мало чем схожа с настоящим, древним стилем Богомола. Знания о стиле, пришедшие из-за стен монастыря, сохранилось больше в архивных записях, и мало повлияли на развитие современного монастырского ушу. Эти знания скорее консервировались, чем развивались. Наибольший интерес вызывает разве что шаолиньская техника бай юань танлан цюань – Кулак Богомола и Белой Обезьяны. Создатель этой техники, некий Ло Гун, объединил технику рук танлан цюань с перемещениями обезьяны. Но включение в танлан цюань техники шага обезьяны (юань хоу бу) и создание двадцати базовых приемов рук, по традиции приписывается Ван Лану.