Практически все дошедшие до нас стили ушу претерпели более или менее существенные изменения. Одним из них еще присущи черты боевого кулачного искусства, другие уже полностью переродились в мирные оздоровительные упражнения. Происхождение множества стилей до сих пор служит поводом для споров между исследователями и поклонниками. Не является исключением и Тайцзицюань. В последнее время масса литературных источников в Китае утверждает, что именно стиль Ян произошел от древнего даосского тайцзи и полностью отвечает формам и принципам данного стиля кулачного искусства.
Другие исследователи категорически возражают, утверждая, что основоположником Тайцзицюаня является Чэнь Вантин. Кстати, с момента приезда в Пекин Чэнь Факэ, выдающегося мастера и учителя этого стиля, и до недавнего времени ни у кого не возникало и капли сомнений в том, что стиль Ян произошел от стиля Чэнь. А любые попытки оспорить эту истину заканчивались полнейшим провалом.
Впрочем, это и не удивительно, так как материалов подтверждающих любую из версий происхождения того или иного стиля ушу, явно недостаточно. Относительно Тайцзицюань, его историю можно условно разделить на два этапа – до Чэнь Чансина и после него. Как раз отрезок времени до Чэнь Чансина предстоит еще исследовать, так как доступные документальные источники не позволяют сделать окончательные выводы. Основной вывод, который можно сделать сегодня заключается в утверждении, что ни Чэнь, ни Ян не отвечают в полной мере даосскому Тайцзицюань, хотя все же имеют некоторые похожие элементы.
Например, усилие Ань выполняется в даосском тайцзи, так же как и в силе Чэнь, в полуфронтальной позиции и вниз, что совсем не похоже на выполнение этого усилия в стиле Ян и стилях, производных от него. Подтверждением тому может послужить изображение позиции Ань, являющейся одним из восьми самых важных усилий Тайцзицюань, в книге «Удан Саньфе Тайцзицюань», написанную монахом Лю Сычуанем, практикующим даосское тайцзи. Стиль Ян предполагает выполнение усилия Ань во фронтальном положении, направление его не вперед – вниз – влево, а фронтально вперед.
Многие исследователи поясняют такое различие тем, что Ян Лучань обучал кулачному искусству придворную маньчжурскую знать династии Цин. В то время правящая аристократия носила одежды с длинными рукавами. Так как столь вычурная одежда не позволяла выполнять традиционные техники Тайцзицюань, Ян Лучаню пришлось вносить соответствующие изменения в техники стиля, отойдя от первоначальной основы.
Следующее несоответствие стиля Ян даосскому Тайцзицюань и стилю Чэнь заметно при выполнении формы, означающей буквально «почистить колено». В позиции линии Ян – маньчжурский У используется вытянутая гунбу с завалом вперед, задняя стопа при этом разворачивается в переднюю сторону. Очевидно, это также является следствием модных тенденций знати того времени – стопа цеплялась за край длинной одежды, и ее приходилось выворачивать вперед. Такая стойка приводит к прогибу в пояснице и вызывает нарушение правильной структуры Тайцзицюань, закона «полноты – пустоты». Вес при этом полностью переносится на одну ногу, что является грубой ошибкой.
Даосский тайцзи и стиль Чэнь предпологают центрированность и прямизну. Один из известных мастеров Тайцзицюань, ученик Чэнь Факэ утверждал, что учитель Чэнь никогда не использовал гунбу. Особенно при выпуске усилия он использовал разновидность малой мабу. В противном случае, при использовании гунбу, легко возникает ошибка двойной тяжести, и изменения уже не так проворны.
Изменение коснулось и формы «сыграть на пипа». Если в даосском тайцзи и в стиле Чэнь используется сюйба с передней опорой на носок, то стиль Ян предполагает опору на пятку, что по утверждению даосов является явным изменением изначальной формы. И наконец, четвертое изменение – прямизна осанки. Именно прямой осанкой славился выдающийся мастер и учитель Чэнь Чансин, обучавший и Ян Лучаня.
Ван Цзунюэ в трактате «Тайцзицюаньлунь – Учение Тайцзицюань» приводит важное изречение – «Стой как уровень, двигайся подобно колесу». Известно также разъяснение практики 13 позиций: «Поставь тело прямо и удобно, опираясь на восемь сторон (север, юг, запад, восток и четыре промежуточных стороны света), то есть, не наклоняясь ни в одну из сторон». В «Разъяснение Тайцзицюань» говорится: «Следует расположить тело прямо, и не наклоняясь, только тогда можно опереться на восемь сторон». И снова исследователи связывают это изменение с особенностями условий преподавания кулачного искусства Ян Лучанем – наличие императорских особ, перед которыми необходимо было склоняться.
Таким образом, простое, казалось бы, изменение поворота стоп, превращение в гунбу и завал корпуса, видоизменило правильное усилие в стилях Ян – У в нечто совершенно иное. Образовавшаяся плеяда «лежащих – заваленных стилей», с характерным наклоном корпуса кардинально отличается от исконных форм. Все сводится только к углубленному совершенству туйшоу. В реальных поединках предков Чэней, служивших охранниками караванов, при нападениях бандитов было не до тонкостей туйшоу.
Проворнее форм Ян и даосские формы. Традиционно Тайцзицюань прорабатывалась по следующей структуре – туйшоу, захваты циньна и сбивания, мгновенные взрывные удары с коротким усилием, подвижность изменения тела (шэньфа), виртуозное владение оружием и т.д., вплоть до тонких и дистанционных усилий. Поэтому любая теория о преемственности даосского тайцзи стиля Ян представляется совершенно надуманным.