Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Стили и школы ушу

Синъицюань

Синъицюань


Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции"). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "разуму") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Мало, кто знает, что у-шу и кунг-фу – это один и тот же вид боевого искусства, только написанный в разной транскрипции. Еще меньше людей разбираются в стилях у-шу. Даже большие знатоки этого вида боевого искусства не в состоянии договориться о классификации стилей у-шу. Да и отдельные стили – такие как синъицюань – тоже не всегда можно четко отнести к северному или южному направлению у-шу.
Суть стиля синъицюань составляет философское представление о взаимодействии пяти стихий, образующих мир – огня, воды, металла, дерева и земли. Каждой стихии соответствует свой комплекс движений. А сами движения объединяются в два цикла: «цикл взаимоподавления» и «цикл взаимопорождения».
Второй образующей стиль философской позицией является представление о двенадцати (реже десяти) животных. Каждому животному соответствует свой стиль нанесения ударов, обычно стиль одного животного содержит 3-5, реже до сорока движений.
В целом стиль синъицюань выглядит как один из наиболее жестких стилей у-шу. Ведь его основой является серия быстрых и сильных движений, совершаемых на короткой дистанции. Причем удар наносится не кулаком, а ладонью или выставленными вперед пальцами. Все удары нацелены на болевые точки противника и тренируются в семи направлениях: в правую сторону, в левую сторону, в нижний, верхний и средний уровни, удар вперед и удар назад.

В наше время стиль синъицюань по-разному трактуется в школах разных провинций Китая. Похожими в них являются только учение о пяти стихиях и учение о десяти (или двенадцати животных). Общее у них только то, что во всех школах синъицюань особое внимание уделяется волевому наполнению каждого движения в бою.


О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Портрет в мавзолее в Ханчжоу с обращённым к иноземцам призывом: «Верните мои реки и горы!»Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван "Чудесное копье". На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль - синьицюань ("кулак сердца и разума"), синьилюхэцюань ("кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань ("кулак шести координаций, сердца и разума").

Особым направлением синъицюань является ицюань ("кулак воли", или "кулак разума"), другое название - дачэнцюань ("кулак Великого достижения") . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.

Подробнее...

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие



Хотя большинство любителей китайских боевых искусств знает довольно много про три братских искусства - тайцзицюань, багучжан и синъицюань - но очень мало кто даже слышал про синьицюань (кулак мысли и воли) семьи Дай. Большинство занимающихся синъицюань (кулак формы и воли) вероятно слышали про Дай Лунбана. Большинство из книг упоминает его - наряду с Юэ Фэем, Цзи Лунфэном, Цао Цзиу и Ли Лаонэном - как одного из величайших людей синъицюань. Дай также считается учителем Ли Лаонэна.

До сих пор много споров идет о том, у кого на самом деле учился Ли Лаонэн. Занимающиеся синъицюань из провинции Хэбэй заявляют, что Ли учился у Дай Лунбана, и эта теория является наиболее распространенной. Историки синъицюань из провинции Шаньси указывают на Дай Вэньсюня (Дай Эрлюй), сына Лунбана, в то время как данимающиеся синьицюань семьи Дай приписывают передачу искусства Го Вэйханю, племяннику жены Лунбана.

Этот стиль, иногда называемый на Западе как синъицюань Дай Лунбана, был создан семьей Дай, проживающей в уезде Ци северокитайской провинции Шаньси. Наиболее известной фигурой был Дай Лунбан, унаследовавший кулак воли (ицюань; это НЕ ТОТ стиль, что позднее был популяризован Ван Сянчжаем), передаваемый внутри семьи, и позднее изучивший синьицюань (кулак мысли и воли) у Цао Цзиу и стиль богомола у Цзинь Шикуя.

Некоторые историки боевых искусств сегодня заявляют, что Цао Цзиу не только не обучал Дай Лунбана синьицюань, но и вообще не был никак связан с синьицюань. Распространеное заблуждение в том, что Цао был учителем Дай Лунбана, происходит из другого заблуждения: что "Кулачные трактаты синьицюань" ("Люхэ цюань пу") были написаны Даем. Однако, под текстом нет имени автора, и нет никаких доказательств того, что его написал Дай.

Подробнее...

Чацюань

Чацюань (查拳) является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу. Стиль чацюань относится к северным стилям китайского ушу. Основной особенностью этого стиля является то, что все техники созданы для ведения боя на дистанции, так называемого дальнего боя. Из-за этой особенности стиль чацюань включает в себя огромное число техник удара ногой.
Как и многие стили дальнего боя в у-шу, чацюань подразумевает использование оружия. Допустимое оружие для этого стиля – шест, копье, меч-дао и меч-цзянь.

Движения в чацюань не такие быстрые, как в некоторых других направлениях у-шу. Этот стиль учит сочетать движение и покой. Считается, что они должны плавно перетекать друг в друга. Быстрые движения в чацюань совершаются довольно плавно, а покой не бывает совершенным, он подразумевает некоторое движение.
Стиль чацюань происходит от Ча-мира, который был мусульманином. Другим его именем является мусульманское имя Джамиль. Согласно легенде, в XVI веке отряд добровольцев вышел с Запада Китая на Восток, чтобы помочь полководцу Ци Цзигуану справиться с набегами японских пиратов. По дороге Ча-мир заболел и остался в провинции Гуаньсянь. В благодарность за уход за ним он обучил ряд крестьян своему искусству ведения боя, и с тех пор оно было названо в его честь.

Искусство ведения боя в чацюань подразумевает отличную тренировку пальцев рук и пальцев ног. Стремление не дать противнику приблизиться до такой степени развито в этом стиле, что искусство быстро и стремительно на расстоянии вытянутой руки поражать болевые точки соперника достигает в этом направлении максимального развития. Считается, что у людей, в совершенстве владеющих стилем чацюань железные пальцы.
Отдельным комплексом из 28 упражнений считается туйцюань – это искусство боя при помощи ног. В наше время лишь 10 упражнений этого комплекса получили широкое распространение.

Подробнее...

Хуэйхуэй шиба чжоу

Один из классических стилей китайских мусульман. Состоит из трех разделов. 1-й раздел - это 18 отдельных связок движений. 2-й раздел - это 18 не связанных друг с другом комплексов. Эти комплексы можно тренировать поодиночке, а можно объединять и несколько в один. В эти 18 комплексов входит 387 форм. Одни из форм состят из одного движения, другие могут включать в себя по 3-5 движений. Количество форм в каждом комплексе различнл: самый маленький состоит из 14 форм, самый большой - из 41 формы. 3-й раздел - это парный комплекс.

Даже названия отдельных форм комплекса связаны с исламом - "имам", "форма сосуда для омовения" и т.п.

Как легко догадаться, 18 мусульманских локтей - это кулачное искусство, состоящее в основном из атакующих и защитных приемов локтями. Сюда входят: укол локтем, блок локтем, опускание локтя, давление локтем, разбивание локтем, накрывание локтем, прикрывание локтем, обматывание локтем, сворачивание локтя, переворачивание локтя, поворачивание локтя, сталкивание локтем и поперечный удар локтем. С ними сочетаются другие стандартные элементы кулачного искусства.

Подробнее...

Циши

Циши


Этот вид кулачного искусства также известен под другим написанием с тем же чтением - - которое можно перевести как "семь воинов". Исходно стиль был назван в честь семи святых ислама, впоследствии стал известен как "семь форм". Он был широко распространен среди мусульман провинции Хэнань, впоследствии попал и в провинцию Шэньси. Приемы простые, позиции низкие, жесткость и сила, движение и покой четко различимы. При тренировке прорабатывают: "развернув по диагонали корпус в разноименной позиции нужно прикрыть пах, пустое и полное, наступление и отступление подобны кружению орла"; в техниках требуются быстрые руки и ясный взгляд, вытягивания, вбирания и уворачивания, длинное и короткое используются совместно.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе