Стили и школы ушу
Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.
Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции"). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "разуму") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.
О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван "Чудесное копье". На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль - синьицюань ("кулак сердца и разума"), синьилюхэцюань ("кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань ("кулак шести координаций, сердца и разума").
Особым направлением синъицюань является ицюань ("кулак воли", или "кулак разума"), другое название - дачэнцюань ("кулак Великого достижения") . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.
Хотя большинство любителей китайских боевых искусств знает довольно много про три братских искусства - тайцзицюань, багучжан и синъицюань - но очень мало кто даже слышал про синьицюань (кулак мысли и воли) семьи Дай. Большинство занимающихся синъицюань (кулак формы и воли) вероятно слышали про Дай Лунбана. Большинство из книг упоминает его - наряду с Юэ Фэем, Цзи Лунфэном, Цао Цзиу и Ли Лаонэном - как одного из величайших людей синъицюань. Дай также считается учителем Ли Лаонэна.
До сих пор много споров идет о том, у кого на самом деле учился Ли Лаонэн. Занимающиеся синъицюань из провинции Хэбэй заявляют, что Ли учился у Дай Лунбана, и эта теория является наиболее распространенной. Историки синъицюань из провинции Шаньси указывают на Дай Вэньсюня (Дай Эрлюй), сына Лунбана, в то время как данимающиеся синьицюань семьи Дай приписывают передачу искусства Го Вэйханю, племяннику жены Лунбана.
Этот стиль, иногда называемый на Западе как синъицюань Дай Лунбана, был создан семьей Дай, проживающей в уезде Ци северокитайской провинции Шаньси. Наиболее известной фигурой был Дай Лунбан, унаследовавший кулак воли (ицюань; это НЕ ТОТ стиль, что позднее был популяризован Ван Сянчжаем), передаваемый внутри семьи, и позднее изучивший синьицюань (кулак мысли и воли) у Цао Цзиу и стиль богомола у Цзинь Шикуя.
Некоторые историки боевых искусств сегодня заявляют, что Цао Цзиу не только не обучал Дай Лунбана синьицюань, но и вообще не был никак связан с синьицюань. Распространеное заблуждение в том, что Цао был учителем Дай Лунбана, происходит из другого заблуждения: что "Кулачные трактаты синьицюань" ("Люхэ цюань пу") были написаны Даем. Однако, под текстом нет имени автора, и нет никаких доказательств того, что его написал Дай.