Стили и школы ушу У истоков ушу: Уданьшаньская и Эмейшаньская школы.
Существует мнение, что стили ушу, зародившиеся и развивающиеся в Шаолине, относятся больше к «жестким» и «внешним», в то время как стили, возникшие в свое время в Уданьшаньских горах больше «внутренние» и «мягкие». В основном это мнение сформировалось под влиянием внешней формы движений, присущей именно большинству направлений Уданьшаньской школы. Они отличаются округлостью и плавностью движений, гармонией внешнего и внутреннего, умением двигаться и пребывать в покое, пребывая в покое одновременно оставаться настороже.
Возможно, именно такие движения сформировались под влиянием идей даосизма, проповедующих спокойствие и созерцание, отсутствие деяний, а также уделяющих большое внимание достижению долголетия через поддержание здоровья. Достаточно напомнить только о даосских «пилюлях долголетия». И это не удивительно. Ведь Уданьшаньская школа ушу зародилась в горах Уданьшань, издавна считавшихся святыней даосизма. Стиль Уданцюань больше внимания акцентирует не на освоении боевых комплексов упражнений, а на системной методике поддержания физического и психического здоровья, оздоровления организма, включая профилактику и борьбу и с обычными и с психическими заболеваниями.
Своими боевыми принципами и техникой подхода Уданьшаньская школа во многом заметно отличается от «жестокости» Шаолиньской школы боевого искусства. Как уверяют исследователи кулачного искусства, Уданьшаньская школа в настоящее время насчитывает около 60 стилей кулачного боя. Количество боевых приемов с применением различных видов оружия в Уданьшаньской школе превышает несколько десятков. В древние времена даосские монахи отличались уединенной жизнью, проводимой в изоляции от внешнего окружающего мира. Твердо придерживаясь политики ненападения, свои тренировки они направляли именно на отработку приемов самозащиты.
К боевым действиям монахи прибегали только в самых крайних случаях, предпочитая побеждать не за счет силы, а преимущественно силой разума. Большую часть времени они проводили в медитативных практиках, оттачивая таким образом свое мастерство. Терпение и выжидание являлось базовой стратегией стилей Уданьшаньской школы. Даосские монахи нередко брали верх над противником именно благодаря стратегии «измора», дождавшись, когда противник сам раскроется и обнажит свои слабые места. Мастера Уданьшаньской школы большое значение придавали исключительно технике работы руками, уделяя ключевое внимание ладоням, а не кулакам.
Приемы и подходы Эмэйшаньской школы представляют собой нечто среднее между «иньской гибкостью» Уданьшаня и «янской удалью» Шаолиня. При этом мастерам Эмэйшаньской школы удается прекрасно сочетать преимущество обеих школ ушу. Ранним Эмэйшаньским стилям больше присущи прикладные аспекты ушу, но под влиянием развивающихся религиозно-философских эзотерических школ и сект, в горах Эмэйшань зародился очень сложный комплекс методик психофизических тренировок. Создателем Эмэйшаньской школы считается живший во времена династии Цинь наставник Сытусюанькун. Он прекрасно овладел обезьяньей ловкостью и изворотливостью, подражая живущим в горах белым обезьянам.
Это вдохновило Сытусюанькуна на создание собственного стиля «Меч белой обезьяны». Даже в более поздние времена, когда в горах стали появляться буддисты, создававшие и развивавшие свои собственные стили, Эмэйшаньская школа ушу продолжала оставаться на господствующем положении в регионе. Некоторым местным приемам ушу характерна «женская природа» что объясняется влиянием на них проживавшими в монастыре монахинями. Например, эмэйцы – знаменитое эмэйское оружие ближнего боя – представляющее собой вращающиеся спицы с наконечником в виде полумесяца, по внешнему виду напоминают обычные шпильки для волос.
Мастерам Эмэйшаньской школы при обучении необходимо было также овладеть знаниями из области биологии и болевых точках. С давних времен мастерам ушу были известны 36 болевых точек на теле человека, нажатием на которые можно было даже умертвить противника. Кроме того, им известно и точки, нажав которые можно вызвать резкий отток или приток энергии, обморок, удушье или припадок.