Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Цяньшу или старинное искусство владения копьем

Цяньшу - искусство владения копьемВоинов с копьями нередко можно наблюдать в различных исторических фильмах. Сами копья есть шанс встретить в некоторых музеях. Но разве сегодня возможно увидеть человека, мастерски владеющего копьем? Оказывается, да. Для этого нужно всего лишь посетить тренировку по цяньшу.

Слово "цяньшу" переводится как "искусство владения копьем". История этого искусства, как и история копья, начиналась много лет назад. Появилось копье в результате усовершенствования пики-мао. Раньше разновидностей копий было достаточно много. Встречались копья крюкообразные, ребристые, со стреловидными или четырехгранными наконечниками. Также были большие, двуглавые или серповидные копья. Найти можно было даже копье в виде искривленного лезвия.

В летописи "Истоки вещей и явлений" говорится о том, что копье использовали еще в тот период, когда шла война между Желтым императором Хуан-ди и Чи Юем. Копья вообще применялись во время войн довольно часто. Собственно, именно это и способствовало почти постоянному возникновению новых видов данного оружия. Также регулярно появлялись и новые мастера, которые владели этим оружием на высшем уровне. Когда о них заходит речь, всегда вспоминают некоего Цзо, который был учеником Конфуция, известного полководца княжества Шу Чжао Юнь, Ван Яньчжана, которого прозвали "Ван - железное копье" и многих других. Когда копье обрело такую популярность, естественно, стали появляться и теоретические труды, посвященные этому виду оружия. Первый из них был написан в эпоху Вэй, Цзинь и Период Южных и Северных династий. Помимо этого, целый раздел был посвящен техникам работы с копьем в книге "Новая книга об эффекте дисциплины", которую написал небезызвестный военачальник по имени Ци Цзигуан. Но это далеко не все работы, в которых затрагиваются вопросы приемов с копьем. Есть же еще "Записки о руке ушу" и "Записки о копье", автором которых является Таи Шуньчжи, и многие другие. 

Во времена династии Мин во всех городах образовалось множество школ, в которых людей обучали цяньшу. Тогда открылись такие школы: "ШколаДревнее искусство вледения копьем восточной реки", "Школа копья восточных дорог" и "Школа Чжан Чжу". В тот период существовало примерно семнадцать различных направлений искусства цяньшу. В это число входили "Копье И Коу", "Эмэйское копье", "Копье рода Ма", "Копье рода Ша", "Копье рода Ши" и т.д. У каждого направления были свои характерные особенности. К примеру, "Копье рода Ша" делается из бамбука, и результат от использования такого копья зависит от силы ног бойца. А эффект от применения "Копья рода Ма", имеющего длинный и очень острый наконечник, связан с запястьями человека, использующего это оружие. 

Большую часть копий сегодня делают из ясеня. Как известно, этот материал является не только гибким, но и достаточно прочным. Наконечники для копий производят из стали. А в том месте, где с наконечником соединяется древко, многие прикрепляют разнообразные украшения.

Различные захваты, преграждающие действия, уколы, блокировки - это основные приемы работы с копьем. Выполняться они должны смело, быстро и аккуратно. Поэтому для человека, желающего научиться цяньшу, важное значение будут иметь такие качества как ловкость, скорость, подвижность и четкость движений. Также потенциальным ученикам стоит помнить о том, что обучению искусству работы с копьем нужно будет отдавать достаточно много времени. Да и слабохарактерным людям цяньшу тоже не подойдет, т.к. оно наполнено сложными приемами, которые мало кто может правильно выполнить с первого, второго или третьего раза. К слову, копье раньше именовали "королевским оружием", поэтому о том, что требования к человеку, обучающемуся владению этим оружием, будут довольно серьезными, догадаться несложно.

 http://www.youtube.com/watch?v=Pd6wJU_MQaQ