История Китая
Большой известностью среди мыслителей и практических участников демократического движения в начале XX в. пользовался Чжан Бин-линь. Он родился в 1869 г. в г. Ханчжоу, провинции Чжэнцзян, в семье шэньши. Обучался в традиционной китайской школе. Наряду с конфуцианской литературой хорошо изучил патриотическое произведение Ван Чуань-шаня «Хуан шу» и философскую литературу доцинского времени. Затем занимался буддийской литературой.
После поражения Китая в японо-китайской войне 1894— 1895 гг. Чжан Бин-линь стал интересоваться политическими вопросами, знакомиться с западной литературой, переведенной на китайский язык. В 1895 г. он вступил в реформаторскую организацию Союз усиления государства.
Вроде бы еще совсем недавно миллионы людей в нашей стране и за рубежом выходили из своих домов, чтобы наблюдать невооруженным глазом искусственный спутник Земли и ракету-носитель, которая вывела его на орбиту.
Спутники и космическая ракета воплощают в себе величайшие достижения современной науки и техники
Близким другом и единомышленником Чжан Бин-линя был уже известный читателю по делу «Субао» Цзоу Жун. Он состоял членом Союза студентов-патриотов, созданного Чжан Бин-линем и Цай Юань-пэем. Пламенный патриот, Цзоу Жун был автором получившей огромную популярность брошюры «Армия революции», вышедшей в 1903 г.
В своем произведении Цзоу Жун беспощадно разоблачал злодеяния маньчжурского феодального господства в Китае за 260 лет. При этом автор подчеркивал, что рабское положение китайского народа есть результат не только чужеземного господства, но и феодального общественно-политического строя, существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жун противопоставлял идеалистически им толкуемую буржуазную демократию — государственные системы США, Франции и других стран. Автор восхищался «Общественным договором» Ж. Ж. Руссо и «Духом законов» Ш. Монтескье, в которых провозглашены принципы свободы, равенства и братства, и доказывал, что добиться национального возрождения, возвратить народу отнятые у него священные права можно только путем насильственного свержения господства маньчжурских феодалов. Цзоу Жун воспевал революцию как величайшую справедливость, неизбежно вытекающую из законов общественного развития. Он верил, что революция приведет к социализму и культурному прогрессу человечества, и утверждал, что в ней единственное спасение Китая от гибели.
К выдающимся революционным мыслителям принадлежал и Чэнь Тянь-хуа, активный деятель Союза процветания Китая. Обладая ярким пропагандистским талантом, он оказывал влияние на молодежь своими пламенными революционными произведениями, написанными простым, доходчивым языком. В брошюрах «Набат» (1903) и «Очнитесь» (1903) Чэнь Тянь-хуа страстно обличал империалистическую агрессию. Он подчеркивал, что империалисты узурпировали политическую, экономическую и военную власть в Китае, низвели китайцев до положения рабов. Колониальную политику иностранного капитала Чэнь Тянь-хуа называл «национал-империализмом» и призывал народ вести против него решительную борьбу. Он считал, что для успешного сопротивления империалистическим агрессорам необходимо прежде всего свергнуть предательское правительство цинской династии, ставшее орудием угнетения китайского народа.
В работах 1905 г. «О необходимости установления демократического строя в Китае» и «История китайской революции» Чэнь Тянь-хуа отмечал, что все прежние революции в Китае были революциями кучки героев, поэтому им не удалось свергнуть феодально-абсолютистский строй. Новая же революция должна быть подлинно народной, ее результатом будет установление свободной демократической республики.
Многие мелкобуржуазные революционеры того периода переоценивали роль «героической личности» в истории, увлекались индивидуальным террором как якобы надежным средством достижения революционных целей. Одним из представителей такого направления был У Юэ. В статьях «К соотечественникам» (1903), «Эпоха индивидуального террора» (1904), в своей предсмертной работе «Мое мнение» (1905) он выступал против теории и практики конституционалистов, ибо, с его точки зрения, всякая подготовка конституции явится лишь средством продления господства цинской династии, всякая монархическая конституция явится обманом народа, попыткой «под вывеской цивилизации проводить политику варварства».
Первоочередной задачей У Юэ считал свержение маньчжурского ига. Для этого, по его мнению, существовало два пути: путь революции и путь террора. Но, говорил он, поднимать и организовывать массы—дело трудоемкое, требующее длительного времени, народы Китая еще не готовы к организации. А время не терпит, значит, действенным средством борьбы должен стать индивидуальный террор. У Юэ высоко ценил русских народовольцев, считая их примером героизма и самопожертвования. Спасения Китая, писал он, можно добиться только «насилием, железом и кровью». Для свержения иноземного владычества в Китае необходимо сначала вступить в кровавую схватку и лишь затем, когда наступит мир, можно будет начать созидательную работу. У Юэ призывал соотечественников к самопожертвованию во имя будущего. Его девизом было: «Лучше умереть непокоренным, чем жить жалким рабом». У Юэ и сам сложил голову в единоборстве с врагом: в 1905 г., в возрасте 29 лет, он погиб при взрыве бомбы во время организованного им на пекинском вокзале покушения на дипломатов цинского правительства, выезжавших за границу для изучения буржуазных конституций.