История Китая
В начале XX в. в либеральной китайской прессе появились первые сведения о западном социализме, в том числе и о марксизме. В журнале «Синьминь цунбао» в 1902 г. Лян Ци-чао называл К. Маркса основоположником германского социализма. В 1903 г. в статье «Китайский социализм» Лян Ци-чао писал: «Социализм появился в мире в последнее столетие. Основная его идея заключается в обобществлении земли, обобществлении капитала. Маркс считал, что трудовые затраты есть источник стоимости всех товаров. Маркс говорил, что общественная экономика построена на эксплуатации большинства меньшинством. Лассаль говорил, что помещики и капиталисты — воры и грабители. Все эти высказывания вызывают широкое одобрение». Но тут же Лян Ци-чао обнаруживал полное непонимание сущности вопроса, добавляя: «Социализм давно существовал в Китае... колодезная система землепользования в древнем Китае является одним из исходных источников современного социализма».
В 1903 г. учрежденное реформаторами издательство «Гуанчжи» выпустило ряд работ о социализме в переводе с японского: книги Мура Томоеса «Социализм», сборник «Социалистические партии» (авторы не установлены) и работу Фукуи Дзюндзо «Современный социализм». Последняя состоит из четырех разделов. Второй раздел этой книги, озаглавленный «Немецкий социализм», посвящен главным образом учению Карла Маркса. Автор писал, что социалистические теории до Маркса «были» утопическими баснями, только социализм Маркса представляет собой плод тщательного исследования глубоких научных истин. На основе экономических законов Маркс познал подлинную истину. Благодаря единодушной поддержке огромных масс трудящихся его дело имеет большой успех... Даже ярые враги социализма не в силах опровергнуть учение Маркса. В четвертом разделе книги — «Положение социалистических партий в странах Европы и Америки»— сообщалось, что «Международное товарищество рабочих, созданное Марксом, стало центром руководства современного социалистического движения».
Еще в глубокой древности китайцы достигли больших успехов в орошении своих полей. Китайские изобретатели создали много разнообразных машин для подъема воды на орошаемые участки. Во II в. и. э. появились большие водочерпальные колеса, сделанные из бамбука. Эти колеса приводились в движение быстро текущей водой реки. Черпаками служили поставленные косо отрезки бамбука. Иногда такие машины состояли из двух колес, несущих цепь, на которые были насажены те же отрезки бамбука. Нижнее колесо использовалось для забора воды, верхнее же было направляющим и применялось для опорожнения ковшей. Такие колеса можно видеть и теперь в некоторых местностях Китая.
В древнем Китае применялся и другой способ орошения, который европейцы и американцы определенно заимствовали из этой страны, притом только в XIX в. Это ударно-канатный способ бурения скважин. Он применяется для того, чтобы выводить на поверхность подпочвенные воды, которые находятся под давлением.
В противовес борьбе революционных демократов за народовластие либеральные конституционалисты выдвигали проекты различных реформ, общая суть которых сводилась к сохранению тем или иным путем маньчжурской феодально-монархической власти. Так, в мае 1905 г. в журнале «Дун-фан» Гу Шэн писал: «Ни демократическая республика, ни конституционная монархия не соответствуют современным условиям Китая, единственный путь — политическое просвещение при абсолютизме». Чтобы осуществить конституционно-монархический строй, утверждал автор, необходимо укрепить страну, но в настоящее время, когда каждый день в Китае может разразиться буря и смута, осуществить конституцию нет возможности. Что касается республики, то это вообще отдаленное будущее. Разъясняя реформаторский план политического просвещения при абсолютизме, автор статьи писал: «Это означает всеобщее обязательное просвещение, твердый порядок в промышленности, в горнорудном деле, в работе средств сообщения, в административном управлении... Что касается народных обычаев, то их нельзя менять приказами, перемены следует осуществлять путем политического просвещения...» По мнению Гу Шэна, можно будет ввести конституцию только через десять лет.
В начале 1906 г. Лян Ци-чао ратовал за «просвещенный абсолютизм», отказавшись от своей прежней проповеди конституционной монархии. Он утверждал теперь, что Китай не подготовлен не только к демократической республике, но и к конституционной монархии, поэтому «переходная форма просвещенного абсолютизма» более всего подходит Китаю. При этом Лян Ци-чао опирался на концепцию немецкого историка Борнхака. Взгляды этого монархиста Лян Ци-чао воспроизводил в следующих формулах: «Республика предполагает отсутствие государственной власти над народом. Вместо насилия одних над другими народ сам несет ответственность за регулирование интересов различных слоев. Считается, что такой строй осуществлен англосаксонской нацией, отличающейся традициями самоуправления и соблюдением общественных интересов, однако этот строй непригоден для народов, живших веками при абсолютизме, у которых глубоко укоренилось чувство эгоизма. Такие народы могут легко свергнуть монархическую власть. Но им трудно своими силами урегулировать последующие отношения. Л в условиях хаоса и беспокойства политическая власть оказывается в руках отдельных личностей, и таким образом возникает строй «демократического абсолютизма», при котором народные массы снова попадают в рабство. Таким образом, республиканский строй, возникший в результате революции, а не из народных традиций, приходит к гибели».
На страницах «Миньбао» революционеры сформулировали широкую программу борьбы за социалистическое будущее Китая. Призывая китайский народ к революционной борьбе за свободу, Ху Хань-минь выдвинул в своей статье «шесть великих принципов», расширявших и детализировавших три народных принципа Сунь Ят-сена.
Свержение цинского правительства.
Когда мы говорим о великих открытиях, великих путешественниках, на намять редко приходят имена землепроходцев и мореплавателей Востока. Между тем географическая наука, как и все другие науки, создавалась народами всех частей света. И в этой области знания китайский народ уже в древности сделал очень много. Однако до недавнего времени замечательные достижения китайских географов и путешественников оставались почти неизвестными на Западе. Пользуясь этим, невежественные и недобросовестные люди пытались вовсе отрицать существование этих достижений. Они уверяли, будто географические исследования испокон веку велись жителями одной Европы, которые, мол, и открыли все другие материки.
На самом деле, однако, дело обстояло совсем не так. Мы уже говорили, что сообщение между Западной Европой и Дальним Востоком было впервые открыто со стороны Востока. Великий шелковый путь был проложен многими народами Азии и прежде всего китайцами. Как и открытие Америки, это выдающееся событие в истории человечества было подготовлено упорным трудом целых поколений, медленным постепенным накоплением знаний и навыков.