Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

ХУАН СИН

Необходимо несколько подробнее охарактеризовать идейные взгляды и деятельность Хуан Сина, одного из выдающихся руководителей Объединенной лиги и главного организатора вооруженной борьбы. Он пользовался огромным авторитетом среди китайских революционеров не только как практик, но и как передовой мыслитель. Хуан Сии родился в 1873 г. в провинции Хунань. Сын известного ученого, Хуан Син получил традиционное китайское воспитание. В юности на него произвели глубокое впечатление патриотические идеи его земляка, известного философа Ван Чуань-шана. В студенческие годы Хуан Син писал своему другу: «Мы учимся не для служения маньчжурам. Когда станем зрелыми людьми, мы будем поднимать дух национальной гордости ханьского народа».

В начале 1902 г. маньчжурский наместник Чжан Чжи дун послал группу одаренных студентов, в том числе и Хуан Сина, в Японию для «изучения дела просвещения». В Японии Хуан Син воочию увидел плоды буржуазной реформы. В статье того времени он писал: «Люди говорят о ратной войне, о торговой войне и не придают значения идеологической войне. Это все равно, что пытаться изменить русло реки, не зная, где находятся ее истоки. Естественно, таким путем мы не добьемся успеха. Распространение культуры среди народа—вот главная задача нашего студенчества». Такие настроения были весьма распространены в то время среди студенческой молодежи и интеллигенции Китая.

В Токио Хуан Син учился на краткосрочных курсах педагогического факультета института Хиробун и одновременно брал уроки военного дела. Наряду с этим Хуан Син сотрудничал в журнале «Хубэй сюэшэнцзе» («Хубейское студенчество»).

Среди китайских студентов в институте были и реформаторы—сторонники Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао, и революционные демократы —сторонники Сунь Ят-сена. Между этими двумя группами шли горячие споры. В конце концов сторонники антиманьчжурской национальной революции, к которым принадлежал и Хуан Син, одержали верх. Хуан Сип был, по словам его товарищей, скромным, строгим, молчаливым и собранным человеком. Волевой и решительный, он неуклонно отстаивал свои убеждения.

Агрессия иностранных держав в 1903 г. вызвала бурный протест передовой интеллигенции и молодежи Китая. Главные причины национального кризиса Китая они видели в предательской, капитулянтской политике маньчжурского правительства и в бездарности продажного чиновничества. Свержение господства маньчжуров они считали предпосылкой спасения родины. Хуан Син говорил: «Положение Китая дошло до крайности. Только революция может еще спасти страну».

Возвратившись на родину, Хуан Син читал лекции в школах Мипьдэ и Сюи и вместе со своими друзьями вел революционную пропаганду.

4 ноября 1903 г. Хуан Син организовал конспиративное совещание для создания Союза процветания Китая (Хуа-синхуй). 15 февраля 1904 г. был созван учредительный съезд, на котором Хуан Син был избран председателем союза. Союз процветания Китая ставил задачу подготовить и организовать вооруженное восстание для свержения маньчжурской монархии.

О путях развития революции и о проведении восстания Хуан Син тогда писал: «Некоторые считают, что переворот-должен начаться в Пекине и распространиться затем по всей стране. Французская революция началась в Париже. Так обстояло дело и во время Великой английской революции, начавшейся в Лондоне. Но дело в том, что французская и английская революции были революциями городского населения, а не революциями всех граждан... Мы же не можем возлагать надежды на ленивых, невежественных жителей Пекина для свержения маньчжурского правительства. Нам также не приходится рассчитывать на сотрудничество чужеземных гарнизонов, на их участие в заговоре и в восстании. Захватив сначала одну провинцию и заручившись поддержкой других провинций, можно добиться успеха в революции. Вот, например, провинция Хунань, революционные идеи там все шире и шире распространяются среди военных и интеллигенции. И среди городского населения многие задумываются о судьбе родины. Кроме того, тайные общества, ставящие целью свержение маньчжуров, широко раскинули свою сеть и только ждут сигнала. Словом, взрывчатка подготовлена, все ждут только, когда зажжется фитиль. Если мы сумеем объединить силы, правильно ориентироваться в обстановке, выступить в подходящий момент либо силами тайных обществ, либо военными силами, оказывая друг другу поддержку, то нетрудно будет превратить Хунань в революционную базу. Если же восстанет только Хунань, а другие провинции не окажут ей поддержку, то для наступления на Пекин сил будет недостаточно. Вот почему нашим товарищам следует вести пропаганду и устанавливать связи как внутри провинции, так и с другими провинциями. Только после достижения определенного результата в этой области можно определить тактику восстания».

10 октября 1904 г., в день рождения императрицы Цыси, было назначено восстание сразу в пяти городах. Однако тайна была раскрыта и восстание сорвано. Губернатору Хунани не удалось арестовать Хуан Сина. С помощью товарищей он скрылся и вскоре прибыл в Шанхай.

В мае 1905 г. Хуан Син снова приехал в Токио, где впервые встретился с Сунь Ят-сеном. Результатом этой встречи и было создание революционной организации Объединенная лига. Президентом ее был избран Сунь Ят-сен, заместителем («начальником по общим делам») —Хуан Син. Современники отзывались о нем как о храбром и мудром человеке. Он обладал и большой физической силой. Участники Синьхайской революции в своих воспоминаниях характеризуют Хуан Сина как честного, преданного делу человека, стойкого и мужественного патриота. Не случайно имя Хуан Сина осталось в истории рядом с именем Сунь Ят-сена.

Ошибки и «поправение» Хуан Сина после Синьхайской революции не умаляют его огромных заслуг в организации и проведении революции.

Несмотря на частые разногласия с Сунь Ят-сеном, Хуан Син никогда не выступал за раскол Объединенной лиги. Интересы революции, интересы единства партии он ставил выше всего и неизменно поддерживал руководство Сунь Ят-сена. В этом его бесспорная заслуга.

Как и всякий другой буржуазный или мелкобуржуазный революционный демократ, Хуан Син допускал порой серьезные ошибки. На его взглядах сказывались и феодальные традиционные пережитки, и ханьские националистические заблуждения. Хуан Син был одержим идеей изгнания иноземных завоевателей и угнетателей. В 1912 г. он вспоминал о Синьхайской революции:   «В этой революции   наш   народ проявил полное единодушие. Отцы наставляли сыновей, а братья вдохновляли братьев. На место павших вставали новые борцы. Так воздавалось иноземцам за злодеяния, совершавшиеся в течение девяти поколений, и добывалось счастье для пяти наций. Это была чжунь (преданность) по отношению к республиканскому государству и сяо (почитание) по отношению к своим предкам». По-видимому, Хуан Син ассоциировал революционные подвиги с традиционными конфуцианскими понятиями чжунь и сяо. В его ранних выступлениях легко обнаружить смешение буржуазно-демократических идей с феодальными каноническими учениями. Суть народовластия он объяснял с помощью изречения Мэн-цзы: «Народ— самый почтенный, государство — второе, правитель — самое незначительное. Это и есть народовластие».

Выступая против маньчжурской тирании, Хуан Син, как и большинство революционных демократов, не требовал уничтожения феодализма, его государственных и общественных институтов и его идеологии. В этом заключалась одна из основных причин его политической деградации после Синьхайской революции.

Как и большинство буржуазных и мелкобуржуазных демократов, Хуан Син боялся народа. Почти все вооруженные восстания, руководимые Хуан Сином и его друзьями, осуществлялись небольшими группами профессиональных революционеров с участием либо тайных обществ, либо военных частей Новой армии, но отнюдь не широких народных масс. Именно поэтому военные заговоры терпели неудачу за неудачей. После последнего восстания в Гуанчжоу 29 марта 1911 г. Хуан Син, раненый и мучительно переживавший поражение, впал в отчаяние. В записке товарищу он писал: «Тунмынхуй уже ничего не может сделать. Я не хочу больше участвовать в партийных делах, я один отдам свою жизнь для выполнения священного долга».

Накануне восстания в Учане в октябре 1911 г. Хуан Син сообщал в своем «Письме к пяти товарищам»: «Вчера прибыли руководители из Хунани и Хубэя и рассказали, что армия нам сочувствует и готова самостоятельно начать восстание. Положение в долине Янцзы настолько напряженное, что напоминает человека верхом на тигре, когда уже нельзя слезть. Взрыв неизбежен, даже если армия не установит с нами контакта. Если борьба выйдет из-под нашего контроля, возникнет полный хаос. Лучше сейчас придумать хороший план, чем подвергаться опасности в будущем. Использовать нынешнее волнение в тысячу раз выгоднее и легче, чем продолжать обычную нашу бесплодную деятельность».

Получив сообщение о начавшемся в Учане 10 октября 1911 г. восстании, Хуан Син в тот же день туда отправился.