Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

СУН ЦЗЯО-ЖЭНЬ

В предыдущих главах неоднократно упоминалось имя Сун Цзяо-жэня, одного из выдающихся деятелей Объединенной лиги и оригинального мыслителя.

Сун Цзяо-жэнь родился в 1881 г. в провинции Хунань. В 1903 г. он перешел из традиционной китайской школы в учебное заведение нового образца. В то время началось формпрование буржуазно-демократического течения в Китае, в числе руководителей которого оказался и Сун Цзяо-жэнь. В 1904 г. вместе с Хуан Сином, Чэнь Тянь-хуа и другими он создал Союз процветания Китая и был избран заместителем председателя этого союза (председателем был Хуан Син). В период подготовки к вооруженному восстанию пяти городов в октябре 1909 г. Сун Цзяо-жэнь был назначен руководителем боевых групп на участке Чандэ.

15 сентября тайный план был раскрыт. Сун Цзяо-жэнь вынужден был бежать через Учан в Шанхай и оттуда в Японию. В Токио он сначала поступил в институт Хиробун, затем на юридический факультет университета Васэда. В июне 1905 г. Сун Цзяо-жэнь принял участие в издании журнала «Китай XX века», первого всекитайского журнала революционно-демократического направления.

Во вступительной статье учредительного номера Сун Цзяо-жэнь писал: «Наш принцип—патриотизм. Это значит, что мы хотим воспитывать народ в духе независимости и самоусиления, ликвидировать порочную традиционную идеологию, строить новое государство вместе с народами всего мира и превратить Китай в самую сильную державу мира в XX в.».

Говоря о международном положении Китая, Сун Цзяо-жэнь обращал внимание на экспансионистские устремления европейских государств на Восток. Империалистические державы превратили Китай в главный объект своей колониальной политики. После японо-китайской войны 1894 г. Китай стал опытным полем для проведения этой политики «в государственном масштабе».

Что такое колониальная политика «в государственном масштабе»? Сун Цзяо-жэнь разъяснял: «Эта политика характеризуется четырьмя признаками: военные завоевания; захват территорий; овладение источниками финансов; установление территориальных сфер влияния».

Сун Цзяо-жэнь настаивал на самоусилении Китая. «Если мы сами не в состоянии отстоять свое существование и требуется, чтобы кто-то нас охранял, то с таким же успехом он способен при желании нас погубить... И все же привести страну к гибели в конечном счете может не кто иной, как мы сами, китайцы,— утверждал Сун Цзяо-жэнь.— Почему иностранные державы избрали именно Китай объектом агрессии? Разве не истому, что мы, китайцы, создали эту возможность? Народ отвечает за судьбы страны. В гибели Китая виноват будет его народ. Почему? Из-за отсутствия патриотизма».

Каким путем можно поднять дух народа для защиты и возрождения страны? Сун Цзяо-жэнь давал в то время единственный ответ — просвещением. Он подчеркивал, что журнал «Китай XX века» видит свою миссию именно в этом.

Патриотизм, проповедовавшийся Сун Цзяо-жэнем, содержал как антииностранную, так и антиманьчжурскую идею. В первом номере журнала «Китай XX века» был помещен портрет легендарного царя Хуанди. Подпись под портретом гласила: «Он начал с горной вершины Куэнь-Луня, расселил потомство в долине реки Хуанхэ. Мечами и топорами освоил девять краев земли. Благодаря живительным ветрам и влаге он напоил и накормил потомство. Разве мы, четыреста миллионов соотечественников, можем забыть нашего родоначальника?».

В своем дневнике, начатом в 1904 г., Сун Цзяо-жэнь вместо даты «30-й год царствования императора Гуанеюя» написал: «4602-й год со дня рождения Хуанди». Это было прямым вызовом маньчжурской династии, оспаривавшим правомерность ее господства в Китае.

Журнал «Китай XX века» считался официальным органом Объединенной лиги. Удалось выпустить только два номера, после чего журнал был запрещен японскими властями за опубликование статьи «Об интригах японских политиканов в Китае». Редактор журнала Сун Цзяо-жэнь был вызван в полицейское управление на допрос. Вскоре журнал возобновился под новым названием — «Миньбао». Одним из редакторов остался Сун Цзяо-жэнь.

С момента создания Объединенной лиги Сун Цзяо-жэнь стал одним из ее руководителей. По уставу лиги ее правление состояло из трех отделов: исполнительного, законодательного и юридического. Сун Цзяо-жэнь исполнял обязанности главного инспектора юстиции и одновременно председателя хунаньского отделения. После отъезда Хуан Сина во Вьетнам Сун Цзяо-жэнь исполнял обязанности начальника общего отдела, т. е. заместителя председателя лиги. В его руках находилась вся организационная работа и вся конспиративная сеть партии.

Наряду с организаторской Сун Цзяо-жэнь продолжал и литературную деятельность. Во втором номере «Миньбао» были опубликованы три его статьи: «Зачем еще нужен префект полиции?», «Китайские эмигранты в странах Южных морей хотят получить японское гражданство», «Борьба за независимость Лифляндии». Все эти материалы были направлены против реакционной политики цинского правительства и пропагандировали идеи национальной независимости и свободы. Обстоятельная статья Сун Цзяо-жэня «Резолюция 1905 г в России» печаталась с продолжением в нескольких номерах «Миньбао». С интересом была встречена также статья «Краткая история международной социалистической партии», посвященная истории I Интернационала.

В своих статьях Сун Цзяо-жэнь впервые познакомил передовую китайскую общественность с происшедшей в 1905 г революцией в России, с международным коммунистическим и рабочим движением, а также привел отрывки из «Коммунистического Манифеста». Все это было весьма важно в тот исторический период.

Резолюция 1905 г. в России произвела на Сун Цзяо-жэня огромное впечатление. В дневнике он записал: «Читаю в газетах о восстании русской революционной партии, о подъеме общественных сил по всей стране. Невольно хочется взглянуть на свою страну. Ох! В каком же состоянии духа находится наш народ!».

Сун Цзяо-жэнь не понял, однако, главного содержания русской революции, не понял, естественно, и сути научного коммунизма. Он не разобрался и в радикальных программах русских народников по аграрному вопросу и не проявил никакого интереса к идее «уравнения права на землю». В марте 1906 г. он встретился с одним русским революционером, который говорил ему, что «раньше был демократом, но, увидев, что в демократических странах Америки, Франции, Англии, Германии народ никакой политической свободы не получил и социальное неравенство усилилось, он изменил свои взгляды и выступает теперь за политическую и социальную реформы».

Эти слова без всяких комментариев китайский демократ записал в своем дневнике, не выразив ни сочувствия, ни критики. Сун Цзяо-жэнь никогда не оказывал поддержки ни принципу народного благоденствия в учении Сунь Ят-сена, ни аграрной программе Объединенной лиги. Он не высказывался в дискуссии о национализации земли, об «уравнении прав на землю». В то же время Сун Цзяо-жэнь подчеркивал, что после долгого размышления он «стал яснее понимать необходимость одновременного осуществления национальной и политической революции в Китае». В среде революционных демократов его иронически называли творцом «учения о двух принципах».

Сун Цзяо-жэнь проявил интерес к буржуазному государственному строю и его институтам. Он перевел на китайский язык ряд книг о государственном строительстве в Англии, Германии, Австро-Венгрии, Америке и других капиталистических странах. Среди его переводов работы о финансовой системе в России, об организации полиции в разных странах и др. Сун Цзяо-жэнь написал ряд статей на темы, связанные с политикой, правом, государственным и политическим устройством.

Подробно знакомясь с буржуазными, политическими и юридическими учениями, Сун Цзяо-жэнь интересовался и философскими проблемами. Его мировоззрение — это весьма своеобразный сплав западного буржуазного индивидуализма и китайской идеалистической конфуцианской философии. «Во вселенной от древности до наших дней нет никого, кроме меня,— писал он,— мир существует только в моих глазах, в моем сердце... Я часто думал над китайским изречением: «На небе и на земле самое важное — только я» — и убедился, что истина заключается в словах «только я»«.

Из субъективно-идеалистического солипсистского мировоззрения Сун Цзяо-жэня проистекал и его идеалистический подход ко многим общественно-политическим вопросам. Превознося исключительную роль отдельных личностей в истории, он пренебрегал революционной борьбой народных масс.

И все же Сун Цзяо-жэнь как буржуазный демократ сыграл выдающуюся роль в подготовке и проведении Синьхайской революции.

Сун Цзяожэню принадлежит подробная разработка тактического плана революции. Наилучший тактический вариант, писал он, — начать революцию в столице при поддержке войск Северного и Северо-Восточного Китая. Занять Пекин, затем распространить революцию по всему Китаю, как это было в Португалии и Турции. Другая тактика, которую Сун Цзяо-жэнь оценивал ниже,— создать революционные правительства в бассейне р. Янцзы, а затем организовать Северный поход. Третий, самый худший план—организовывать нелегальные группы на территории соседних с Китаем стран, оттуда забрасывать повстанцев на окраины Китая, захватить юго-западные провинции — Юньнань, Гуандун, Гуанси, превратив их в опорную базу революции.



На правах рекламы

Треть своей жизни человек проводит во сне. Поэтому к выбору матраса для кровати стоит подходить со всей серьезность. Качественные матрасы помогут Вам забыть о болях в позвоночнике и наслаждаться здоровым и спокойным сном.