Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Анархические учения в Китае

Что касается методов революции, «программа анархосо-циализма» рекомендовала «прямое действие», т. е. всеобщую забастовку, но ни в коем случае не вооруженную борьбу. Это особенно подчеркивалось в статье «Всеобщая забастовка», переведенной одним из лидеров анархистов Чжин Цзи с французского.

 

Другая влиятельная группа анархистов Шишэ («Общество истины») действовала в Пекинском университете. Она издавала журнал «Шиюло» («Вольные записки»), первый номер которого вышел в июле 1917 г. Основными авторами были Линь-шуан, Шэн-бо, Чжэнь-ин, Хуа Лин (анархисты не указывали своих фамилий, считая фамилию пережитком родового патриархального общества).

Отражая настроения мелкобуржуазной интеллигенции, разочаровавшейся в буржуазной республике, китайские анархисты выступали против правительства и государства вообще. Они ратовали за «анархизм в политике» и «коммунизм в экономике». Преобразование общества, писал журнал «Шиюло», можно осуществить либо бомбами и пистолетами по примеру Софьи Перовской, либо пропагандой и просвещением.

Автор статьи «Мировая революция» Хуа Лин излагал теорию взаимопомощи и солидарности Кропоткина, превозносил позитивистскую социологию Конта, и, особенно, органическую теорию Спенсера, ошибочно зачисляя в ряды сторонников этой теории...Дарвина и Гегеля.

«Теория взаимопомощи» Кропоткина пользовалась большой популярностью в Китае, даже такие передовые мыслители как Ли Да-чжао и Сунь Ят-сен испытали ее влияние.

Повторив слова Кропоткина о том, что всякая власть, в том числе революционная диктатура, неизбежно выродится в произвол и деспотизм, Цюй Шэн-бо в статье «Народная революция» призывал осуществить в Китае «анархическую революцию» и создать свободную федерацию вольных сою-

зов, основанную на взаимопомощи и солидарности. «Мы пашем, чтобы быть сытыми, мы ткем, чтобы быть одетыми, строим, чтобы иметь жилище, нам не нужно правительство, которое защищает частную собственность. Если средства производства находятся в руках капиталистов, то что мы можем сделать, несмотря на наши производственные возможности? Вот почему правительство — это опухоль на теле общества, необходимо как можно скорее ее удалить, восстановить здоровье. По вине правительства в современном обществе существует неравенство... нужна революция, чтобы дочиста, без остатка уничтожить правительство... Необходимо уничтожить всех царей, президентов, чиновников, капиталистов и прочие чудовища». Журнал высказывался против существования армии, полиции, против всяких законов.

Выступая против насилия и милитаризма, китайские анархисты в то же время, встав на позиции Кропоткина, во время первой мировой войны поддерживали Антанту под лозунгом «защиты отечества». Ли Ши-цзэн — один из основоположников китайского анархизма, редактор журнала «Синь шицзи», обосновал это так: «если Германия победит, то империалистическое господство распространится во всем мире, уже не говоря о торжестве милитаризма». И далее: «нынешняя война была трагедией для всего мира с эмоциональной точки зрения, но с научной точки зрения это был огромный поступательный процесс... она ускорила и приблизила социальную революцию». Другой автор в «Шиюло» разделял этот взгляд: «Момент окончания мировой войны есть начало расцвета гуманизма».

Однако некоторые члены Шишэ высказывали иную точку зрения: «Почему возникла война между Тройственным союзом и Антантой?—писал один из них во втором номере журнала. — Почему Америка приняла участие в войне? Почему Япония захватила Циндао? Почему внутри Китая ведется междоусобная война? Одни оправдываются тем, что война идет для «борьбы с насилием», другие отвечают, что она идет во имя «борьбы за расширение влияния». Нам следует помнить, что победа Тройственного союза или Антанты, победа Америки или Японии, победа Южного или Северного правительства, не есть победа народа».

Автор, писавший под псевдонимом М. Хуан, особенно резко разоблачал агрессивную политику Японии, которая «пытается захватить Китай, поработить его народы, превратить Китай во вторую Корею». Он предлагал китайскому народу «вести просветительную работу, распространять революционную идеологию, вдохновлять народные массы, осуществлять индивидуальный террор... поддерживать социальную революцию в Японии, установить связь с рабочими организациями».

М. Хуану возражал Хуан Лин-шуан, считавший, что задача анархистов — заниматься пропагандой, переводить книги, а не участвовать в политической борьбе. Группа анархистов пропагандировала отвлеченный лозунг: «борьбы с насилием вообще». Нигилистически относясь к государству и нации, они выступали против патриотизма. «Мы должны вести борьбу с патриотизмом и национальной наукой,— писали они. — Анархизм есть космополитизм, ведущий борьбу на благо людей всего мира».

Пропаганда индивидуализма и абсолютной свободы сочеталась с выступлениями против старой феодальной культуры и морали, против конфуцианства. В одной из статей «Шиюло» подчеркивалось, что религия «препятствует свободному мышлению, деспотический яд религии сильнее монархизма», что «бог — помеха прогрессу» и что анархисты выступают против «самого большого злодея — бога» за «уничтожение этого врага истины». Наряду с этим китайские анархисты пропагандировали вегетарианскую пищу, выступали против бракосочетаний, считая их «нарушением моральных принципов анархизма».

«Шиюло» выступил в поддержку анархосиядикализма. В «Обращении к соотечественникам-трудящимся» обстоятельно характеризовалась тяжелая жизнь народа, указывалось, что «кроме социальной революции нет другого пути для спасения», а значит необходимо проводить всеобщие стачки, добиться «экспроприации производства и полной экономической свободы». Члены Шишэ перевели и издали на китайском языке анархические брошюры под заголовками: «Теория эволюции и анархизм», «Патриотизм и правительство», «Современная наука», а также книги, повящениые Л. Н. Толстому и основателю языка эсперанто Заменгофу.

20 января 1919 г. вышел первый номер журнала «Цзинь-хуа» («Прогресс»), созданного в результате слияния журналов «Минынэн», «Шишэ шиюло», «Тайпин» и «Жэньцюнь». После третьего номера журнал был запрещен милитаристским правительством.

Журнал пропагандировал «биосоциальный закон взаимопомощи» Кропоткина, объявив его «основным законом прогресса». Особенностью китайского анархизма после 1918 г. была его резкая антимарксистская антибольшевистская направленность. «Цзиньхуа» клеветал на большевистскую партию, обвинял ее в... «разбое и убийствах».

Хуан Лин-шуан подверг резкой критике статью буржуазного ученого Ло Цзя-луня в журнале «Синьчао» («Новое течение»), автор которой, несмотря   на путаницу   во взглядах, вое же пытался объективно подойти к оценке Октябрьской революции. Хуан Лин-шуан обвинял Ло Цзя-луня в пристрастности, противопоставляя марксизму-ленинизму... анархизм как якобы   новое и единственно верное   течение.

Сотрудники «Цзиньхуа» считали себя учениками Лю Ши-фу, которому был посвящен специальный, третий номер журнала. Они считали себя приверженцами идей Кропоткина, воспроизведенных Лю Ши-фу, т.е. выступали «за ликвидацию капиталистического строя, за преобразование общества в коммунистическое, без правительственной власти».

Некоторые успехи анархизма в Китае объяснялись конкретными общественно-историческими условиями. Длительное господство феодального деспотизма вызвало в широких массах ненависть к власти, ко всем государственным, политическим и правовым институтам. Преобладание в стране раздробленного мелкокрестьянского хозяйства способствовало отрицательному отношению масс к централизованному государственному строю. Известное влияние на китайскую интеллигенцию оказывали также традиционные нигилистические идеи древнекитайских философов, в частности Лао-цзы, Чжу-ан-цзы.

Ультралевые, «сверхрадикальные» проповеди анархизма в Китае, не говоря уже об его антимарксистской направленности были реакционны, препятствовали внедрению подлинно прогрессивной, революционной идеологии в сознание широких масс китайского народа. В. И. Ленин еще в 1910 г. охарактеризовал анархизм как «порождение отчаяния» , как «вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм».