История Китая Развитие общественно-политических и философских идей Сунь Ят - Сена на пороге новейшего времени
В обстановке засилья реакционной идеологии, разброда среди интеллигенции Сунь Ят-сен продолжал отстаивать свои революционные позиции, продолжал поиски путей спасения страны и обеспечения ее процветания. Поражения не сломили непреклонной воли признанного вождя революционных демократов. Сунь Ят-сен вел решительную политическую борьбу против узурпатора Юань Ши-кая, добиваясь восстановления распущенного милитаристами парламента и попиравшейся ими конституции. В 1913 г. Сунь Ят-сен поддерживал так называемую «вторую революцию» — восстания в провинции Цзянси, Гуандун, Цзянсу, Аньхуй. В 1915 г. Сунь Ят-сен выступил против 21 кабального требования, предъявленного Китаю японскими империалистами. В 1916 г. Сунь Ят-сен и Чжу Чжи-синь со страниц газеты «Миньго жибао» и журнала «Миньго» («Республика»), издававшихся в Шанхае, решительно разоблачали национальное предательство Юань Шикая, который, опираясь на поддержку империалистов, провозгласил себя императором Китая.
В апреле 1917 г., после разрыва Китаем дипломатических отношений с Германией, Сунь Ят-сен при участии Чжу Чжи-синя написал брошюру «Вопрос жизни и смерти Китая», в которой подробно излагал свою позицию в связи с готовившимся державами вовлечением Китая в мировую войну. Автор брошюры дал на редкость точную по тем условиям оценку характера мировой войны. Работа Сунь Ят-сена проникнута чувством патриотизма и глубокой заботой о судьбе своего народа, который находится, по его выражению, «на грани жизни и смерти». Изданная большим тиражом брошюра Сунь Ят-сена, свидетельствовавшая о политической прозорливости великого революционера-демократа, пользовалась в Китае широкой популярностью.
Сунь Ят-сен показал в этой работе, что Китаю, еще не исчерпавшему всех дипломатических средств для урегулирования спорных вопросов с Германией, нет необходимости вступать в войну. Если даже такая могучая держава, как США, в течение двух лет не объявляла войну Германии и прибегла к дипломатическим методам, то тем более Китаю следует использовать все дипломатические возможности прежде, чем вступить в войну. Сражаться с Германией из «моральных побуждений» Сунь Ят-сен считал абсурдным. «Неизвестно, кто для Китая хуже: Германия или Антанта; неизвестно, что коварнее: «моральный» захват Германией Бельгии или захват Англией Сянгана и Бирмы, захват Францией Аннама, грабеж территории Китая державами, ввоз Англией в Китай опиума или, наконец, тот факт, что Англия ежегодно вывозит из Индии огромное количество продовольствия, в то время как в Индии за последние десять лет умерло от голода 19 млн. человек».
Сунь Ят-сен считал, что с точки зрения национальных интересов Китаю нет никаких оснований воевать на стороне Антанты. Разрыв отношений между Китаем и Германией, по мнению Сунь Ят-сена, был результатом прямого подкупа северных милитаристов Антантой, а не «актом гуманности», как пыталось представить правительство Дуань Ци-жуя. Сунь Ят-сен подчеркивал, что расчеты на «великодушие» и «милость» стран Антанты, на то, что они вернут Китаю немецкие владения в Шаньдупе, несбыточны. Не только Китай, но и все малые европейские страны-победительницы не получат на будущей мирной конференции никаких выгод.
Большим заблуждением, заявлял Сунь Ят-сен, было бы рассчитывать на обуздание захватнических аппетитов Японии в случае вступления Китая в войну; особенно тщетны надежды некоторых китайских политических деятелей на поддержку Китая со стороны США. Подвергая резкой критике такие иллюзии, Сунь Ят-сен указывал на пример с Кореей, свидетельствующий о том, что США не способны и не желают защищать Китай от японской агрессии.
В своей брошюре Сунь Ят-сен особенно подробно, в четырех главах (4—7), рассматривал внешнюю политику Британской империи. Он разоблачал вероломство традиционной политики Англии, приносившей в жертву как раз те страны, которые королевское правительство объявляло своими лучшими друзьями и союзниками. Такова же ее политика и по отношению к Китаю. Сунь Ят-сен характеризовал внешнюю политику Великобритании за последнее столетие как непрерывную войну за колониальные владения, за ограбление и порабощение слабых стран.
Сунь Ят-сен решительно выступал за строгий нейтралитет Китая, против участия в грабительской войне. Китай, по мнению Сунь Ят-сена, должен использовать свой нейтралитет в империалистической войне для развития национальной экономики, ликвидации многовековой отсталости. При этом Сунь
Ят-сен выдвинул программу экономического развития страны: переселение людей в богатые районы, уничтожение внутренних таможенных барьеров, создание национальной судостроительной промышленности, развитие сельского хозяйства, добыча полезных ископаемых, развитие кустарной промышленности.
В заключение Сунь Ят-сен подчеркнул, что он готов бесконечно повторять: «Непреклонно придерживаться строгого нейтралитета!».
В работе «Вопрос жизни или смерти Китая» Сунь Ят-сен с необычной для него резкостью разоблачал хищническую полигику иностранных держав и продажность китайских милитаристов, предавших национальные интересы. В данном случае Сунь Ят-сен сумел подняться над социал-шовинистами и социал-империалистами всех мастей, подойдя к правильной оценке характера мировой войны как несправедливой, грабительской схватки между империалистическими группировками за передел мира, за завоевание сфер влияния. В этой брошюре Сунь Ят-сен выражал свое полное сочувствие освободительной борьбе угнетенных народов стран Востока. Все это свидетельствует об огромном прогрессивном сдвиге в развитии общественно-политических идей Сунь Ят-сена.
В 1917 г. Сунь Ят-сен приступил к работе над давно задуманным фундаментальным теоретическим трудом, стремясь на основе своего философского, экономического и правового анализа разработать программу будущего революционного преобразования Китая.
Плодом долголетних размышлений и упорного труда Сунь Ят-сена явилась его первая большая теоретическая работа «План национального строительства», состоявшая из трех книг: «Идеологическое строительство», «Материальное строительство» и «Социальное строительство. Она была закончена в 1919 г., однако отдельные части ее были опубликованы раньше на страницах основанного Сунь Ят-сеном в Шанхае теоретического журнала «Цзянынэ» («Строительство»). Свои идеи Сунь Ят-сен излагал также в теоретических статьях, речах и лекциях.
Свою философскую позицию Сунь Ят-сен сформулировал так: «Трудно познавать, легко действовать». Под «трудностью познания» он имел в виду сложность разработки научной теории, а под «легкостью действия» — широкую возможность практической деятельности на благо простых людей. Свою формулу Сунь Ят-сен противопоставлял традиционной формуле «познать легко, действовать трудно», которую феодальная аристократия веками использовала для закабаления народа. Эта феодальная формула, обрекавшая трудящиеся массы на пассивность, покорность и смирение, в новое время была использована буржуазными лидерами и другими противниками Сунь Ят-сена, в том числе ренегатами Объединенной лиги, для идеологического оправдания капитуляции перед феодальной реакцией. Помещичье-буржуазные элементы, испугавшиеся революционного движения, после свержения цинской монархии отказались от борьбы за демократическое переустройство Китая и выступили против революционной программы Сунь Ят-сена, обвиняя его в прожектерстве и утопизме и называя «Сунь-дапао» («Сунь-хвастун»). «Эти люди, — объяснял Сунь Ят-сен, — считали, что мои идеалы слишком возвышенны и недосягаемы для Китая в современных условиях». Утверждая, что причина застоя в Китае состоит в том, что люди «мало знают, а не в том, что они знают, но не хотят действовать», Сунь Ят-сен отстаивал необходимость дальнейших поисков путей спасения Китая, необходимость вооружить массы пониманием настоящего и перспектив дальнейшей борьбы. Поэтому выдвинутая им формула была исторически прогрессивной.
Однако Сунь Ят-сен впадал в явное преувеличение и даже в известной мере в идеализм, когда настаивал на том, что «достаточно проникнуться глубоким убеждением, и тогда можно с успехом сдвинуть горы или засыпать моря, если же не проникнуться, то не получатся даже самые простые вещи».
Для характеристики философских взглядов Сунь Ят-сена большой интерес представляет концепция происхождения и развития мира, которую он изложил в своем труде «Учение Сунь Вэня».
Сунь Ят-сен утверждал, что земной шар в своем развитии прошел три периода: эволюцию материи, эволюцию видов, эволюцию человечества.
Период эволюции материи начинается с преобразования— тайцзи. Сунь Ят-сен считал, что тайцзи — это некая туманность или эфир, который и приводит в движение электроны. «Электроны сгущаются и превращаются в первоначальные элементы, которые затем объединяются и превращаются в вещество, а вещество в свою очередь, концентрируясь в единую массу, образует земной шар». В ходе дальнейшего развития земли из неорганического вещества, по теории Сунь Ят-сена, зарождались клетки, эволюция которых длилась сотни миллионов лет («период эволюции видов») и завершилась, наконец, появлением человека. Третий период, по этой схеме, представляет собой эволюцию человека, развившегося за многие тысячи лет из животного.
На представлениях Сунь Ят-сена о происхождении мира явно сказалось влияние Ч. Дарвина. Сунь Ят-сен с большим уважением отзывался о великом открытии основоположника материалистической биологии и называл его теорию эволюции «переворотом в мировой науке». Он высоко ценил также выдающийся вклад в науку и прогресс человечества астронома Лапласа, геолога Лайеля, зоолога Ламарка, физика Ньютона и других великих ученых. «Духовными отцами» Дарвина Сунь Ят-сен считал философов-материалистов Демокрита и Спинозу.
Несмотря на очевидную наивность представлений Сунь Ят-сена о происхождении мира и несколько вульгаризированное воспроизведение теории «электрического строения материи», широко распространенной в конце XIX—начале XX в. и расценивавшейся Сунь Ят-сеном как последнее достижение науки, его взгляды представляли собой значительный прогресс в развитии философской мысли Китая. Он отверг идеалистическую конфуцианскую концепцию, объяснявшую все сущее действием духовного творческого начала, и религиозный миф о божественном происхождении человека и всей природы. Сунь Ят-сен рассматривал возникновение и развитие Земли, появление на ней жизни как естественноисторический процесс.
Важно подчеркнуть, что, провозглашая открытые Дарвином законы борьбы за существование и естественного отбора основным принципом эволюции мира, Сунь Ят-сен в то же время выступал против буржуазных социологов, пытавшихся распространить действие этих законов на человеческое общество, т. е. против «социального дарвинизма». «Некоторые хотят применить законы животного царства к человечеству,— писал Сунь Ят-сен, — по они совершенно не понимают, что эти законы — пройденный этап для человечества и что современная эволюция человечества уже переросла принципы, правящие миром животных».