История Китая Национализм в КНР
В сугубо националистическом плане в КНР стали преподноситься факты, касающиеся истории мировой культуры и китайского вклада в нее. Весной 1962 г. в Пекинском университете слушался специальный доклад об открытии Америки китайским монахом за тысячу лет до Колумба; изложение доклада опубликовала партийная печать.
Китайская пресса утверждала, будто Китай является родиной ракет, от которых современные отличаются «лишь по силе тяги»3; что кислород открыл также китаец и все за ту же тысячу лет до Лавуазье; что «мы не только раньше всех изобрели порох, книгопечатание, компас, но и имеем много других первооткрытий» и т. п. Все подобные сентенции неизменно кончались такими заверениями: «Стоит только нам взяться с воодушевлением и решительностью, упорно бороться — и мы непременно сможем создать самые современные ракеты», «снова и непременно из сравнительно отсталых станем первооткрывателями, об этом можно заявить категорически».
Накал националистической пропаганды все больше нарастал. Националистические ноты зазвучали уже не только в авторских статьях, но и в официальных правительственных документах, в публичных речах китайских лидеров. Чего стоит, например, содержавшаяся в заявлении представителя китайского правительства от 1 сентября 1963 г. тирада: «У каждого свои идеалы, и не карликам мерить своей меркой поступки исполинов».
Мао Цзэдун и его окружение мыслили себя «исполинами», низведя остальной мир до уровня «карликов». Это заявление изобиловало такими выражениями, как китайский народ «не склонит головы», «не встанет на колени», «не дрогнет» и т. д. «В мире нет такой силы, которая могла бы приостановить шествие вперед китайского народа», — неслись заклинания с трибуны Тяньаньмыня во время праздничных демонстраций .
Мелкобуржуазный национализм превратился в определяющий фактор международной политики Пекина.
Как мы убедились, анализируя события в Китае, политика руководства КПК, в котором хозяйничали Мао Цзэдун и его единомышленники, будучи сама порождением мелкобуржуазных националистических предрассудков и национальной ограниченности, в свою очередь, еще больше высвобождала националистические пережитки и усиливала воздействие мелкобуржуазной стихии на обстановку в стране. Этот процесс носил контрреволюционный характер, ибо по мере его углубления все более жестокие удары наносились по социалистическим завоеваниям. Перерастание народно-демократической революции в социалистическую застопорилось и по ряду направлений пошло вспять, включая важнейшие из них — строительство материально-технической базы социализма, укрепление руководящего положения рабочего класса и его партии, переделка мелкого собственника, развитие социалистической демократии, утверждение марксизма-ленинизма в качестве господствующей идеологии в обществе.