История Китая Указанное противоречие Мао
Когда указанное противоречие достигло предельной остроты, Мао Цзэдун и его сторонники, вновь резко переменив ориентацию — теперь на крайне правую, решились на контрреволюционный переворот. В этом и только в этом заключался смысл так называемой «великой пролетарской культурной революции», задуманной и осуществленной под личным руководством Мао Цзэдуна.
Выбор был сделан. Бессознательно поддаваясь колебаниям ркционной части мелких собственников, которые снова оказались на позициях, враждебных социализму, группа Мао Цзэдуна совершенно сознательно приступила к подготовке переворота.
Еще в январе 1962 г. Мао Цзэдун вдруг заговорил о том, как совершаются перевороты: «Чтобы свергнуть ту или иную политическую власть, всегда необходимо прежде всего подготовить общественное мнение, проделать работу в области идеологии. Так поступают революционные классы, так поступают и контрреволюционные классы».
Но о каких «контрреволюционных классах» в КНР могла в то время идти речь? Со времени победы китайской резолюции прошло 12 с лишним лет. Класс помещиков был ликвидирован в ходе аграрной реформы, завершившейся почти 10 лет назад.
Класс буржуазии был преобразован за 5 с лишним лет до этого, попытку его контрнаступления разгромили в 1957 г., часть буржуазии репрессировали, а другую, как мы уже отмечали, само китайское руководство включило в сферу «противоречий внутри народа», то есть отнесли к «народу», и ее противоречия с китайским рабочим классом, по маоистской версии, утратили антагонистический характер.
Ход Мао Цзэдуна явно был рассчитан не на то, чтобы подготовить партию к возможной атаке «контрреволюционных классов». Мао давал сигнал, директиву «революционному классу», то есть своим сторонникам, маоистам, готовиться к перевороту. Это подтвердил отчетный доклад ЦК КПК IX съезду партии, который «был разработан под личным руководством председателя Мао Цзэдуна» .
Псевдосоциалистическая фразеология
Если не принимать во внимание псевдосоциалистическую фразеологию и видеть подлинное содержание формулировок, то в нем говорилось следующее: «Наша цель заключается в том, чтобы разгромить ревизионизм , отобрать. . . часть власти . . . осуществить всестороннюю диктатуру пролетариата в области надстройки. . . укрепить и упрочить экономический базис социализма и тем самым обеспечить нашей стране движение широкой поступью вперед по пути социализма» 1 .
По этому плану и развивалась «культурная революция». Сначала была проведена идеологическая обработка общественного мнения — нанесен удар по партийной, в первую очередь творческой, интеллигенции, развернут вандалистский поход против национальной и мировой культуры. «По зову председателя Мао Цзэдуна пролетариат развернул революцию прежде всего в области пекинской оперы, балета и симфонической музыки. . . » — говорилось в отчетном докладе на IX съезде КПК.
Мир — особенно не сведущая в делах Китая его часть — недоумевал, наблюдая, как десятки миллионов людей оказались втянутыми в жесточайшие столкновения, вплоть до физического насилия, из-за опер, балетов, драматических спектаклей. На улицах китайских городов запылали костры из книг. Осквернялись и разносились вдребезги памятники культуры.
Преследованиям и поношениям подвергались драматурги и художники, поэты и ученые. Мир удивлялся, а Мао Цзэдун со своими подручными взращивали в Китае зверя. Вспомним, что «Освобождение» молодежи от «оков» образования и культуры сыграло немаловажную роль в установлении гитлеровского «нового порядка» в Германии 30-х годов.
Вскоре Мао Цзэдун предпринял следующий шаг: «В ответ на призыв ЦК партии, — говорилось в отчетном докладе ЦК КПК IX съезду партии, — в Пекинском университете появилась дацзыбао3, а вслед за ней дацзы-бао. . . быстро заполнили всю страну». Они использовались маоистами как орудие пропаганды, для распространения директив Мао Цзэдуна, всякого рода измышлений и клеветы на неугодных людей, для подстрекательства к погромным действиям против партийных комитетов, органов власти, администрации предприятий.
Одновременно формировались отряды хунвэйбинов, сыгравших роль штурмовиков Мао Цзэдуна — ударной силы в разгроме парткомов и народных комитетов.