История Китая Временная победа
Это была победа временная — потому что она означала торжество взглядов реакционной части мелкой буржуазии, которая по самой своей природе, своим качествам и объективному положению не может создать ничего стабильного и прочного. Устремления реакционных мелких буржуа не только не отвечают интересам китайского рабочего класса, трудового крестьянства, интеллигенции, но действуют против этих интересов.
В. И. Ленин предупреждал: «Либо мы подчиним своему контролю и учету этого мелкого буржуа , либо он скинет нашу, рабочую, власть. . . как скидывали революцию Наполеоны и Кавеньяки, именно на этой мелкособственнической почве и произрастающие. Так стоит вопрос. Только так стоит вопрос. . . » Логика борьбы такова, что мелкий собственник, стараясь уйти от всякого контроля и всякой организации, своими бесформенными, неопределенными, бессознательными колебаниями взращивает военных диктаторов и сам попадает под сокрушающий пресс военно-бюрократической диктатуры.
Безусловно, подобное развитие событий не является неизбежным. При правильной политике партии рабочего класса оно может быть предотвращено, что доказывает опыт Советского Союза, других социалистических стран. Однако если в этом вопросе допускаются перекосы и извращения, то потенциальная угроза мелкобуржуазной контрреволюции превращается в реальную опасность.
В КНР реализовался худший вариант: на китайской мелкособственнической почве вырос свой военный диктатор, который сумел подмять под себя народно-демократическую власть.
Факты, относящиеся к подготовке и осуществлению в Китае «культурной революции», со всей убедительностью показали, что Мао Цзэдун и его приспешники не были ни «радикалами», ни «левыми», как утверждала западная пресса, а действовали как откровенные контрреволюционеры, настоящие правые экстремисты. Они реализовали взгляды и устремления реакционной части китайской мелкой буржуазии, прямо враждебные научному социализму. «Культурная революция» была сплетением левацкой фразеологии с прямыми контрреволюционными действиями, а ее оруженосцы — маоисты явили собой не что иное, как реакционных мелкобуржуазных националистов, взбесившихся против пролетарского социализма.
В апреле 1921 г. В. И. Ленин писал: «В 1789 году мелкие буржуа могли еще быть великими революционерами; в 1848 году они были смешны и жалки; в 1917—1921 годах они — отвратительные пособники реакции, прямые лакеи ее, по их действительной роли. . . » В середине 60-х годов XX в., можем мы продолжить ленинскую мысль, они стали — в лице Мао Цзэдуна и его последователей — открытыми контрреволюционерами, душителями китайской революции, отрядом мировой реакции, борющейся против социального прогресса.